pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

К вопросу о смирении, или: за что нас любить?

"Я бы хотел сказать о том, что сегодня, к сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к Церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того чтобы возбудить негативные чувства, используется все то же, что использовалось в конце XIX — начале XX века, и тем более в революционные годы, — какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви — это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей."
По поводу "единичных случаев", озвученных патриархом, пожалуй, воспроизведу здесь свою же запись шестилетней давности, когда все вышеуказанные явления только набирали оборот.

Оригинал взят у pretre_philippe в К вопросу о смирении, или: за что нас любить?
В России нарастают антицерковные настроения. Недавно антиклерикальный сюжет показали по центральному телевидению, а это в нашей свободной стране означает, что наверху в курсе и не возражают. Церковь неуклюже защищается, - пишет Борис Фаликов в вышедшей на днях его критической статье.

Действительно, ключевое и самое точное слово здесь – «неуклюже».
Если в обвинениях звучит прямая ложь или искажение фактов – опровергать, безусловно, необходимо. Отец лжи – дьявол, и ложь необходимо разоблачать. Но таких случаев набирается не так уже много по сравнению с теми, когда РПЦ критикуют обоснованно. И вот здесь встает вопрос о смирении каждого члена Церкви, от мала до велика, от рядового прихожанина до члена Священного Синода. Классическая христианская аскеза в лице многих святых отцов учит, что если о тебе кто-то отозвался плохо, покритиковал, нанёс обиду, значит надо искать причину в себе. Это очень трудно, учитывая то, что мало какая критика является совсем уж беспристрастной и стопроцентно справедливой. Если же не можешь в данный момент исправить ситуацию и устранить причину для этой критики, то хотя бы стоит смиряться. Пример простого человеческого смирения явил, например, распятый рядом с Иисусом разбойник на кресте, признав: «Достойное по делам нашим принимаем»… «Постоянно обвинять и осуждать самого себя… действительно нет другого пути кроме сего» (Древний патерик 15, 29).

Но как только дело касается церковно-общественного плана, ситуация почему-то становится в точности противоположной! Типичный аргумент для самооправдания на корпоративном уровне: я грешник, но Церковь свята и непорочна. Ну так поставим простой вопрос: КЕМ Церковь свята? Христом и Духом Святым. Значит, святость каждого из нас определяется близостью ко Христу и Духу и предполагает соответствующие плоды. Сама же по себе совокупность грешников, начальствующих и подчиненных, в священном сане или без него, еще не может давать иного качества, нежели объединения по-своему немощных и падающих людей. Иисус говорил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Если дела каждого из нас не вполне соответствуют истине, выраженной в Евангелии, а иногда даже являют свою полную противоположность, то мы приобщены к истине лишь отчасти, либо в нас вообще ее нет, когда дела наши в свете Божьего слова свидетельствуют против нас. Сторонние наблюдатели, пусть лишь отчасти знакомые с содержанием Нового Завета, это прекрасно чувствуют.

Вообще, за критику стоило бы быть скорее благодарным! Ведь многие критикующие просто-напросто спрашивают с нас то, какими мы должны были бы быть; в этом есть мудрый Божий промысел, в конце концов. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). Пусть эти вопрошания могут быть отчасти наивными, отчасти по неведению, но отмахиваться от них – значит лишь больше умножать сомнения и недоумения вокруг. В такой пренебрежительной позиции нет ничего проще, конечно… Но какой мерой мерим, такой же нам и отмеривается! Как можем мы ожидать любви и уважения со стороны, если сами их не предлагаем или подходим к окружающим весьма избирательно, то есть любим только любящих нас? Как можем говорить другим о смирении, если не показываем личный пример, ну если не на уровне «больший среди вас да будет всем слугой», то хотя бы простого признания своих промахов и просчетов? В таком случае, наше господствующее состояние духа ничем не отличается от нецерковного или просто языческого. А Церковь как организация в отсутствие братских взаимоотношений внутри нее неизбежно выглядит при таких условиях как обыкновенное человеческое учреждение со своими весьма земными интересами, типа министерства или «комбината религиозных услуг», как часто с иронией ее называют. Но как можно любить министерство или комбинат?.. В лучшем случае к нему можно отнестись потребительски, что среди многих наших сограждан как раз легко наблюдается!

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11). О, если бы за Христа! – но не получается ли, что чаще всего за собственные глупости?

Tags: архив дискуссий, жизнь церковная, люди
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments