pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Отклик на предыдущие размышления

Интересные размышления о. Philipp Parfenov.
Я тоже — эмоционально — мог бы сказать, что приходил во 2-й половине 80-х в "другую Церковь", чем та, которая есть сейчас. Но по большому счёту это всё-таки не так. Сейчас просто многое реализовалось из того, что тогда было под спудом из-за давления атеистического государства.
Это очень большая тема — что сделало с Церковью 70-летнее гонение, почему оно произошло, и каковы его последствия. Конспективно: на мой взгляд, произошло оно потому, что Бог решил: "мне такая церковь не нужна. Мне не нужны все ваши храмы, иконы, богослужения, обрядоверие, "русскость", "имперскость", всё это православие без Христа. Мне нужны ваши сердца". А сердец таких, видимо, стало слишком мало, и они были выведены из Содома через мученичество, а всё прочее, как шлак, сгорело.
Что гонение сделало с Церковью — отбросило её назад. Причём, боюсь, не только на 100 лет — почитаем документы Собора 1917 г., и всё станет ясно — а ещё дальше, в допетровскую эпоху.
Ну и последствия: значительное обескровливание церковного организма.
Если распознавать в этом задание Божие, без паники и пессимизма (а христианин и обязан так поступать) — то, на мой взгляд, сейчас время ясности, выявления истинного положения вещей, чтобы люди индивидуально делали свой внутренний выбор. Именно внутренний. Реформации не будет, для неё нет никаких предпосылок, и историческое время реформаций ушло. Реформация возможна в несекуляризированном обществе. В обществе современного типа возможно только личное действие.
Но у нас в России общество переходного типа, в значительной степени архаичное. И мне представляется, что как общество, так и Церковь в ХХ веке не прошли своего исторического пути — а время ушло вперёд. В этом и вся проблема: в этой самой переходности. Архаичность ещё существует, и она сильна, но очень медленно она рассасывается. Церковь как консервативный институт стоит на архаичной стороне, но и она не сможет вопреки мироустройству двигаться назад, в "идеальное прошлое". Тоже будет "рассасываться" — но не путём реформации, а, скорее, путём "сетизации": требоисполнительское / ритуально-ориентированное большинство будет всегда, христианское меньшинство или будет совсем оттеснено на периферию церковной жизни (в её полное "выдавливание" я не верю; всё же Бог управляет Своей Церковью), или сможет потихоньку в каких-то нишах что-то делать. В любом случае, мы из "точки современности" этого не сможем сейчас увидеть. Но в любом случае, наше время — интереснейшее.
Это всё — сугубо личные рассуждения, конечно.
Игумен Петр Мещеринов
Tags: жизнь церковная, история, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments