pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Отклик на предыдущие размышления

Интересные размышления о. Philipp Parfenov.
Я тоже — эмоционально — мог бы сказать, что приходил во 2-й половине 80-х в "другую Церковь", чем та, которая есть сейчас. Но по большому счёту это всё-таки не так. Сейчас просто многое реализовалось из того, что тогда было под спудом из-за давления атеистического государства.
Это очень большая тема — что сделало с Церковью 70-летнее гонение, почему оно произошло, и каковы его последствия. Конспективно: на мой взгляд, произошло оно потому, что Бог решил: "мне такая церковь не нужна. Мне не нужны все ваши храмы, иконы, богослужения, обрядоверие, "русскость", "имперскость", всё это православие без Христа. Мне нужны ваши сердца". А сердец таких, видимо, стало слишком мало, и они были выведены из Содома через мученичество, а всё прочее, как шлак, сгорело.
Что гонение сделало с Церковью — отбросило её назад. Причём, боюсь, не только на 100 лет — почитаем документы Собора 1917 г., и всё станет ясно — а ещё дальше, в допетровскую эпоху.
Ну и последствия: значительное обескровливание церковного организма.
Если распознавать в этом задание Божие, без паники и пессимизма (а христианин и обязан так поступать) — то, на мой взгляд, сейчас время ясности, выявления истинного положения вещей, чтобы люди индивидуально делали свой внутренний выбор. Именно внутренний. Реформации не будет, для неё нет никаких предпосылок, и историческое время реформаций ушло. Реформация возможна в несекуляризированном обществе. В обществе современного типа возможно только личное действие.
Но у нас в России общество переходного типа, в значительной степени архаичное. И мне представляется, что как общество, так и Церковь в ХХ веке не прошли своего исторического пути — а время ушло вперёд. В этом и вся проблема: в этой самой переходности. Архаичность ещё существует, и она сильна, но очень медленно она рассасывается. Церковь как консервативный институт стоит на архаичной стороне, но и она не сможет вопреки мироустройству двигаться назад, в "идеальное прошлое". Тоже будет "рассасываться" — но не путём реформации, а, скорее, путём "сетизации": требоисполнительское / ритуально-ориентированное большинство будет всегда, христианское меньшинство или будет совсем оттеснено на периферию церковной жизни (в её полное "выдавливание" я не верю; всё же Бог управляет Своей Церковью), или сможет потихоньку в каких-то нишах что-то делать. В любом случае, мы из "точки современности" этого не сможем сейчас увидеть. Но в любом случае, наше время — интереснейшее.
Это всё — сугубо личные рассуждения, конечно.
Игумен Петр Мещеринов
Tags: жизнь церковная, история, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments