pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Приди, Дух Святой...

Приди к нам, Дух Святой, делая нас Твоей святости причастниками, и света немеркнущего, и Божественной жизни, и благоуханнейшего раздаяния: ибо Ты – река Божества, от Отца через Сына происходящий!
(из канона повечерия на день Св. Духа)

Скорое и надежное утешение подавай рабам Твоим, Иисусе, когда мы унываем духом нашим. Не отлучайся от душ наших в скорбях, не отдаляйся от мыслей наших в напастях, но всегда приходи на помощь нам. Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, как и с Апостолами Твоими был всегда, так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, дабы мы, с Тобою сочетавшись, воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.
(икос праздника Пятидесятницы)

Приди, Дух Святой, направляй наши сердца и души, руководи всем в наших встречах, присутствуй в каждой мысли, в каждом слове, стремлении и побуждении. Сплоти нас единством Твоего Духа, любовью и заботой друг о друге в любви Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь
(Вероника Уильямс. Из молитвенного буклета участниц движения "Матери в молитве").

С некоторых пор лично мне отчетливо открылось и стало ясно: в Боге есть и покой, и движение. Бог неизменен, "Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13:8), и в то же время Он таинственным образом изменяем. Но не так, как изменяемы люди в смысле их удобопревратности, ненадежности, непостоянства, а совсем по-другому. И выражение этой изменяемости и динамики - Дух Святой, "пневма" по-гречески или "руах" на иврите, что означает и дух, и ветер, дыхание. В конце концов, если исповедовать Бога воплощенного, то надо признать, что воплощение - одно из таких важных изменений. Если признать, что Бог печется о мире, что есть о каждом из нас Его таинственный промысел, то этот промысел выражается также в динамике. Если же воспринимать Бога как строго неизменяемого, тогда мы о Нем вообще ничего не могли бы помыслить - Он оказался бы всецело неприступным для нас.

Движение, динамика - и есть Жизнь. Застывший образ Бога, пусть самый разукрашенный, разноцветный и переливающийся драгоценными камнями - образ мертвый. К сожалению, академическое богословие часто склонно оперировать застывшими понятиями и тем самым рискует "убивать" Бога. Дело, конечно, не в нем самом (такому богословию может быть свое время и место), а скорее в неправильном отношении к нему, в его абсолютизации. И тогда за многими словами можно забыть Живого Бога, Бога "не философов и ученых", а Бога "Аврама, Исаака и Иакова". Поэтому в самом деле важно быть непрестанно открытыми действию Духа, чтобы Дух Святой всякий раз наставлял нас "на всякую истину", поскольку в каждый конкретный момент жизни это может быть совершенно по-разному!
С праздником всех.
Tags: богослужение, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments