pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Приди, Дух Святой...

Приди к нам, Дух Святой, делая нас Твоей святости причастниками, и света немеркнущего, и Божественной жизни, и благоуханнейшего раздаяния: ибо Ты – река Божества, от Отца через Сына происходящий!
(из канона повечерия на день Св. Духа)

Скорое и надежное утешение подавай рабам Твоим, Иисусе, когда мы унываем духом нашим. Не отлучайся от душ наших в скорбях, не отдаляйся от мыслей наших в напастях, но всегда приходи на помощь нам. Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, как и с Апостолами Твоими был всегда, так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, дабы мы, с Тобою сочетавшись, воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.
(икос праздника Пятидесятницы)

Приди, Дух Святой, направляй наши сердца и души, руководи всем в наших встречах, присутствуй в каждой мысли, в каждом слове, стремлении и побуждении. Сплоти нас единством Твоего Духа, любовью и заботой друг о друге в любви Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь
(Вероника Уильямс. Из молитвенного буклета участниц движения "Матери в молитве").

С некоторых пор лично мне отчетливо открылось и стало ясно: в Боге есть и покой, и движение. Бог неизменен, "Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13:8), и в то же время Он таинственным образом изменяем. Но не так, как изменяемы люди в смысле их удобопревратности, ненадежности, непостоянства, а совсем по-другому. И выражение этой изменяемости и динамики - Дух Святой, "пневма" по-гречески или "руах" на иврите, что означает и дух, и ветер, дыхание. В конце концов, если исповедовать Бога воплощенного, то надо признать, что воплощение - одно из таких важных изменений. Если признать, что Бог печется о мире, что есть о каждом из нас Его таинственный промысел, то этот промысел выражается также в динамике. Если же воспринимать Бога как строго неизменяемого, тогда мы о Нем вообще ничего не могли бы помыслить - Он оказался бы всецело неприступным для нас.

Движение, динамика - и есть Жизнь. Застывший образ Бога, пусть самый разукрашенный, разноцветный и переливающийся драгоценными камнями - образ мертвый. К сожалению, академическое богословие часто склонно оперировать застывшими понятиями и тем самым рискует "убивать" Бога. Дело, конечно, не в нем самом (такому богословию может быть свое время и место), а скорее в неправильном отношении к нему, в его абсолютизации. И тогда за многими словами можно забыть Живого Бога, Бога "не философов и ученых", а Бога "Аврама, Исаака и Иакова". Поэтому в самом деле важно быть непрестанно открытыми действию Духа, чтобы Дух Святой всякий раз наставлял нас "на всякую истину", поскольку в каждый конкретный момент жизни это может быть совершенно по-разному!
С праздником всех.
Tags: богослужение, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments