pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Начальствующего в народе твоем не злословь"

Из сегодняшнего календарного чтения:

1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь
.
(Деяния, гл. 23)

В мире в отношении власти часто можно наблюдать две крайности. Либо безудержное восхваление существующей власти, льстивое и угодливое потакание ей, в том числе манипулятивным истолкованием слов того же ап. Павла "нет власти не от Бога" (Рим. 13:1). Либо принципиальное вставание в позу оппозиции, отвержение любых инициатив верхов и, как следствие, часто злословие в адрес людей власти. Особенно этим богата российская история. Мне думается, что и то, и другое "от лукавого". Необходима золотая середина.

Как писал отец Александр Шмеман в своих дневниках,

"Революция была обвалом России и также обвалом Церкви. И вот впечатление такое (впечатление извне и потому неизбежно поверхностное и, возможно, ложное), что из этого обвала никаких выводов сделано не было или, вернее, он только укрепил каждую установку - кто в чем увидел спасение, но каждый в чем-то "прошлом": в уставе, во власти, в "юродивых", в "иконе", в "духовности", в "старообрядчестве"... Да, сотни, десятки тысяч мучеников, вдохновляющее мужество - и опять впечатление такое, что это ничего не изменило в "самосознании" Церкви. И все искали - кому бы, какой "власти" - церковной или иной - подчиниться и из нее все выводить... И вот шестьдесят лет спустя все та же формула: "благообразие" и "кликушество". Изумительные иподиаконы и рядом - всевозможные апокалиптики à la Якунин и Хайбулин... Либо рабы, либо бунтари. Рабы не только власти, но и "церковности", "благолепия", камилавок, бунтари против всего... Одного, как будто, нет в историческом Православии: свободы поклонения в "Духе и истине"" (11 апреля 1977).

Что вообще можно ожидать от любой государственной власти? Не очень многого, если хорошо вдуматься. Божьим промыслом любая власть попущена лишь для того, чтобы человеческую греховность сдерживать в некотором русле, не давая ей безгранично и непредсказуемо проявляться. "Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13: 4) - эти слова как раз поясняют мысль Павла, выраженную в его предыдущих словах "нет власти не от Бога". Опять же, это самая общая мысль, выражающая предназначение любой власти в принципе. Но поскольку любой институт власти состоит из таких же грешных людей, как и остальные подданные, ни одна власть не может быть идеальной, и она может уклоняться от своего основного предназначения. И здесь важна обратная связь между верхами и низами. Когда она нарушена, возникают разные проблемы, вплоть до бунтов и революций. В конце концов, люди власти сами нуждаются в помощи снизу.

Вопрос в том, какова может быть эта помощь. В том числе - организованными выступлениями и протестами, если власть глуха и слишком увлеклась своими собственными интересами. Но без злословия и оскорбления. Если же от нее исходят какие-то разумные инициативы - тем более, почему бы не поддержать их и не помочь?

Вообще, в отношении людей власти надо пользоваться ровно тем же принципом, каким мы стараемся руководствоваться с любыми людьми: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Не больше и не меньше. Соответственно, и не делаем никому из них ничего того, что себе самим не хотели бы. Не нравится, когда нас злословят? Зачем тогда это делать в отношении кого-то из руководителей или чиновников?... Да, они люди не идеальные, как не идеальны и мы сами. И среди них могут быть халтурщики, как могут быть и безукоризненные профессионалы, как и везде в мире.

Ко мне с завидной регулярностью почти каждую исповедь в воскресный или праздничный день кто-нибудь подходит с признанием: "Осуждаю власти, осуждаю начальство на работе". Начинаешь пробовать выяснять, что такое осуждение и как его кающийся понимает. В большинстве случаев оказывается, что просто накопилось много несогласий, и часть вполне обоснованных. Тогда иной раз задашь вопрос: а вы пробовали всем коллективом объединиться, чтобы дружно выразить начальнику свое несогласие с методом управления? - О нет, и тут оказывается, что люди предпочитают только душу отвести в кулуарах друг другу, а чтобы дружно всем объединиться и выступить, все "пасуют". Какой тогда из этого толк? И опять налицо извечные российские крайности: либо тупо терпят до конца, приспосабливаются, либо, когда уже совсем невмоготу, наступает взрыв с непредсказуемыми последствиями.

Но что я говорю каждый раз людям?... Ведь у нас в церковной среде, и прежде всего среди духовенства ровно то же самое, и даже еще хуже бывает, чем в светских коллективах, в отношении своей собственной власти! "Либо рабы, либо бунтари".
Tags: библия, люди, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments