pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Один из самых парадоксальных евангельских диалогов

Это, конечно же, разговор с самарянской женщиной, приведенный евангелистом Иоанном (4: 5-42). В церковном календаре сегодняшнее воскресение так и называется - Неделя о самарянке.
Иудеи с самарянами не общались, поскольку были заклятые враги, это раз.
Заговорить так просто с женщиной в тогдашнем патриархальном обществе тоже особенно не было принято, это два, а уж с женщиной-самарянкой и говорить нечего.
Если Иисус видел всю её поднаготную и знал, что она имела пять мужей, и тот, с кем она живет теперь, ей вовсе не муж, но всё же с ней заговорил, то в глазах благочестивых и набожных людей того времени это бы выглядело в высшей степени святотатством, это три. В брак можно было вступать максимум три раза. В таком случае это просто была блудница, с которой Иисус мало того, что заводит первым разговор, прося "дай Мне пить" как повод для него, да еще и рассуждает с ней о высоком богословии! Ну и в довершении всего общение-то происходит с еретичкой. И с еретичкой Иисус говорит о важнейших богословских вопросах, о поклонении Богу в духе и истине.

Но почему-то на современную ситуацию этот разговор и его общий дух мало кому хватает смелости и последовательности проецировать.
Допустим, приходит женщина, живущая в незарегистрированном союзе, на исповедь, а её сразу отгоняют - мол, в блуде живет, и разговор с ней короток. Не пробуя даже выяснить: может, она бы и рада вступить в полноценный брак, да ее избранник тянет и отговорки делает, как это часто в наше время бывает. И этот союз всего лишь первый, а не пятый или шестой по счету.

Давно уж во многих православных кругах под влиянием господствующего святоотеческого богословия принято считать, что у еретиков не может быть ничего доброго. Но если бы это было на самом деле так, то сама основа для подобного разговора была бы в принципе не мыслима. А она, однако же, все-таки находится, и находит её Иисус, первым заводя разговор. Да, Он отмечает, что "Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение - от Иудеев" (Ин. 4:22). Но тут же добавляет: "Но настанет время и настало уже (другой вариант чтения: "но пришел час и ныне есть"), когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (4:23). Ну в довершение ко всему Иисус ей открывается как долгожданный Мессия, причем еще до того, как апостол Петр в ответ на вопрос "за кого вы Меня почитаете" сделает то самое знаменитое исповедание "Ты Христос, Сын Бога Живого" (Мф. 16:16).

Интересно, что еще раз точно такое же выражение - "но настанет время и настало уже" (но пришел час и ныне есть) встречается в евангелии от Иоанна еще один раз, когда речь идет о будущем воскресении мертвых, в известном "заупокойном" чтении (Ин. 5:25). Очевидно, здесь евангелист применяет известный иудейский метод гзера шава (по аналогии), то есть, на том основании, что в разных отрывках Торы повторяются одни и те же слова и выражения, можно вывести аналогию и заключить, что все эти отрывки Писания непосредственно связаны между собой. Итак, поклонение Богу в духе и истине и ожидаемое воскресение мертвых, конечно же, тесно связаны друг с другом, иначе и быть не может.

Воскресение мертвых в преображенном одухотворенном теле, по подобию Иисуса, - еще не данность в опыте. Разве что можно пока говорить в прообразовательном смысле, что есть в нашей жизни мертвые, которым ничего не остается, как только погребать своих же подобных мертвецов (см. Мф. 9:22), как есть и те, кто, подобно блудному сыну, "был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк. 15:32). Точно так же поклонение Богу в духе и истине - не столько данность, сколько заданность и конечная цель для каждого христианина. И без хотя бы частичного прорыва к этому поклонению достичь будущего Воскресения Жизни вряд ли будет возможно!

Иисус предлагает самарянке, а через нее и всем остальным, воду живую, ύδωρ ζων (дословно - воду "живущую", активно живущую и подающую Жизнь!). Конечно, это не что иное, как Дух Святой, или вода Духа! См. Ин. 7:38-39: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании*, из чрева потекут реки воды живой (ύδατος ζωντος). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен". Как без воды колодезной, проточной и ключевой невозможно выжить людям телесно, так и без воды Духа, которая включает в себя в том числе и слова Иисуса, - жить с Богом, духовно, в Церкви или церкви, хоть с большой, хоть с маленькой буквы. Без нее невозможно и само истинное поклонение Богу.
Поэтому:
Приди, Дух Святой! Наполни сердца верующих в Тебя и огонь любви Твоей в них зажги!

_______________
* Точную фразу Писания, соответствующую отсылке Иисуса, найти не представляется возможным. Очевидно, это обобщенное высказывание, соответствующее, например, Исайе 12:3 или Иоилю 3:18.
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments