pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Самые счастливые моменты в жизни и служении...

Это когда встречаешься и знакомишься с человеком, который, допустим, находится на перепутье, в непростой жизненной ситуации. Первая такая случайная встреча, допустим, ни о чем не говорит и ни к чему не обязывает - можно встретиться и разойтись, никогда больше не увидевшись. Потом через небольшой промежуток времени встречаешь этого человека снова и понимаешь, что это отнюдь не случайно. Начинаешь чувствовать взаимное родство душ, чувствуешь, как Бог его благословляет или даже по-особому "помазывает", пытаешься участвовать в судьбе его, переписываешься с ним, продолжая общение. Потом он приходит на исповедь, и в момент исповеди, в такие минуты воистину ощущаешь ту радость, которая бывает, по словам Христа, на небесах об одном грешнике кающемся. А сам чувствуешь, с одной стороны, необыкновенную ответственность за каждое собственное слово, а с другой, необыкновенную же радость от того, что становишься таким вот маленьким инструментом великой Божьей любви, действующей через тебя. Такая исповедь случается либо после очень долго перерыва (допустим, с юности, десятки лет), либо просто в первый раз. А еще после этого просто обретаешь нового друга, каких, в общем-то, в жизни совсем немного имел!

И такой человек, как раз исповедовавшись "во дни печальные Великого поста", к его концу и в пасхальные дни просто сияет внутренним светом, или тем божественным отсветом, который запечатлелся на нем. Пасхальным светом, конечно же.

После таких исповедей и встреч еще острее чувствуешь и то, как сама форма таинств и обрядов в нашей церковной среде может и возрождать, и убивать... Убивать из-за формализма, из-за законнического подхода, каких-то необоснованных ограничений и запретов, связанных, в частности, с далеко не всегда оправданной привязкой исповеди к причащению, до сих пор весьма популярному в русской традиции. Одно дело, когда у человека естественно вызревает потребность в покаянии, и совсем другое, когда люди, желающие причащаться регулярно, это покаяние из себя "вымучивают", его изображая, или пытаясь отцеживать мелких комариков, или даже невротизируясь из-за знания того, что в этой жизни никогда не будешь совершенным. Есть также немалый спрос у части людей на исповеди как своего рода психотерапевтические сеансы. Не спорю, для некоторых такая форма бывает тоже подспорьем и на каких-то этапах неизбежна. Но по сути к воссоединению с Христом, новому рождению в Церкви или "второму крещению" она имеет весьма отдаленное отношение.

В общем, не каждая приходская исповедь в реальности является таинством по сути - это зависит от каждого конкретного человека, его судьбы и состояния души. И от подхода каждого конкретного священника к этому. При совершении крещения, кстати, ситуация аналогичная (сколько приходилось крестить людей, которые потом никак не рождались во Христе). Но в некоторых случаях в самом деле ощущаешь необыкновенную силу от этого таинства. Конечно, впоследствии с такими людьми, заново родившимися, могут случаться разные искушения, падения, охлаждения, - это все бывает со всеми в той или иной степени. Но все равно, в этих моментах очевидно, что какой-то важный сдвиг в жизни человека так или иначе произошел.

Христос воистину воскресе!
Tags: личное, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments