pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Приготовим свои светильники..."

С любовью, братия, примем Жениха, приготовим свои светильники, добродетелями сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог, в дар всем венец нетленный.

Кондак Вел. вторника:
О часе конца помысли, душа, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"

Одна из главных тем Великого понедельника – о бесплодной смоковнице, проклятой Иисусом. Зачем же проклятой? – недоумевают многие, читая этот эпизод. Ведь была весна, совсем не время собирания смокв, как упоминает евангелист Марк. И даже когда пытаешься объяснить, то не всех ответ удовлетворяет, ну, например, нижеследующий. Смоковница в данном случае послужила изобразительным примером или демонстративным материалом в том, что может быть с религиозным сообществом в целом, и в то же время с каждой отдельной жизнью человека, если по наружности человек или целая религиозная организация выглядят пышно зеленеющими, а внутри неспособными принести плоды. Такая обманчивая зелень рано или поздно непременно разоблачается приговором: «Се, оставляется дом ваш пуст» или «да не будет же впредь от тебя плода вовек». «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», – учил еще Иоанн Предтеча (Мф. 3, 10). Как же это всё напоминает нынешнюю религиозную картину нашего русского православия! Израиль, безусловно, служит моделью, прообразом, прототипом любого народа и страны, считающих себя христианскими, но иногда эти соответствия между теми временами и современностью просто удивляют и не перестают поражать!..

Кроме того, проклятие смоковницы и ниспровержение столов менял в Иерусалимском храме и изгнание бичом торгующих оттуда непосредственно связаны между собой, и одно дополняет другое, совершенно очевидно. Торговавшие, в общем-то, ничего противозаконного не делали! Они продавали даже не в самом храме, а в одном из его притворов не что попало, а жертвенных животных, и меняли обыкновенную валюту (монеты с изображением римского кесаря, к примеру, динарии) на священные шекели. То есть, имели не меньше оснований делать то, что делали, чем современные торговцы свечами, крестиками и т.д. внутри храмов православных (далеко не всегда, заметим, в притворах!). Но кроме этого Иисус, как замечает В. Кузнецова, "заботился о язычниках, которые хотели помолиться единому Богу Израиля, но могли сделать это только во Дворе язычников, потому что вход в другие дворы им был запрещен под страхом смертной казни. Но это единственное место наполнено шумом и гамом, ревом животных, голосами продавцов и покупателей. Кроме того, пророки верили, что с приходом Мессии язычники тоже будут причастны к спасению и придут как паломники на гору Сион, в Храм Господень".

И еще из ее же комментария:
""Очищение Храма – одна из важнейших целей Иисуса сразу после Его входа в Иерусалим. С появлением Мессии все должно было измениться, должен был быть очищен и иерусалимский Храм. О том же говорили раньше и пророки, например, Малахия: «И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете… Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (3.1-2). А вот слова пророка Захарии: «И не будет более ни одного торгующего (синод. «Хананея») в доме Господа Саваофа в тот день» (14.21). Следовательно, целью Иисуса являлась не храмовая реформа, устраняющая какие-то недостатки, но Его поступок был эсхатологическим знаком, указывавшим на наступление времен, предсказанных пророками.""

Но эсхатологизм здесь также указывает и на то, что от этого храма вскоре не останется "камня на камне". Храм отжил свой век, и обмен валюты, и жертвы, совершаемые в нем, вскоре станут совершенно ни к чему.

Тему бесплодной смоковницы продолжает евангельский текст утрени Великого вторника: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23, 27-28).

Кто сейчас чаще всего восседает на Христовом седалище?.. Вопрос абсолютно риторический. И все-таки сейчас есть у довольно многих понимание, что это ненормально, благодаря некоторой причастности свету Христа, которая выявляется, надо отметить, у людей нецерковных с "незамыленными" глазами даже подчас лучше, чем у привыкших ко многому профессионалов, церковных системщиков. Но если "каналы самоочищения" внутри церковной системы окончательно забиты, то... да будет воля Твоя, Господи. Останется в очередной раз "дом наш пуст" - значит, так тому и быть. Не останется - "слава долготерпению Твоему, Господи"!
Tags: библия, богослужение, писание
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments