pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Приготовим свои светильники..."

С любовью, братия, примем Жениха, приготовим свои светильники, добродетелями сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог, в дар всем венец нетленный.

Кондак Вел. вторника:
О часе конца помысли, душа, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"

Одна из главных тем Великого понедельника – о бесплодной смоковнице, проклятой Иисусом. Зачем же проклятой? – недоумевают многие, читая этот эпизод. Ведь была весна, совсем не время собирания смокв, как упоминает евангелист Марк. И даже когда пытаешься объяснить, то не всех ответ удовлетворяет, ну, например, нижеследующий. Смоковница в данном случае послужила изобразительным примером или демонстративным материалом в том, что может быть с религиозным сообществом в целом, и в то же время с каждой отдельной жизнью человека, если по наружности человек или целая религиозная организация выглядят пышно зеленеющими, а внутри неспособными принести плоды. Такая обманчивая зелень рано или поздно непременно разоблачается приговором: «Се, оставляется дом ваш пуст» или «да не будет же впредь от тебя плода вовек». «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», – учил еще Иоанн Предтеча (Мф. 3, 10). Как же это всё напоминает нынешнюю религиозную картину нашего русского православия! Израиль, безусловно, служит моделью, прообразом, прототипом любого народа и страны, считающих себя христианскими, но иногда эти соответствия между теми временами и современностью просто удивляют и не перестают поражать!..

Кроме того, проклятие смоковницы и ниспровержение столов менял в Иерусалимском храме и изгнание бичом торгующих оттуда непосредственно связаны между собой, и одно дополняет другое, совершенно очевидно. Торговавшие, в общем-то, ничего противозаконного не делали! Они продавали даже не в самом храме, а в одном из его притворов не что попало, а жертвенных животных, и меняли обыкновенную валюту (монеты с изображением римского кесаря, к примеру, динарии) на священные шекели. То есть, имели не меньше оснований делать то, что делали, чем современные торговцы свечами, крестиками и т.д. внутри храмов православных (далеко не всегда, заметим, в притворах!). Но кроме этого Иисус, как замечает В. Кузнецова, "заботился о язычниках, которые хотели помолиться единому Богу Израиля, но могли сделать это только во Дворе язычников, потому что вход в другие дворы им был запрещен под страхом смертной казни. Но это единственное место наполнено шумом и гамом, ревом животных, голосами продавцов и покупателей. Кроме того, пророки верили, что с приходом Мессии язычники тоже будут причастны к спасению и придут как паломники на гору Сион, в Храм Господень".

И еще из ее же комментария:
""Очищение Храма – одна из важнейших целей Иисуса сразу после Его входа в Иерусалим. С появлением Мессии все должно было измениться, должен был быть очищен и иерусалимский Храм. О том же говорили раньше и пророки, например, Малахия: «И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете… Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (3.1-2). А вот слова пророка Захарии: «И не будет более ни одного торгующего (синод. «Хананея») в доме Господа Саваофа в тот день» (14.21). Следовательно, целью Иисуса являлась не храмовая реформа, устраняющая какие-то недостатки, но Его поступок был эсхатологическим знаком, указывавшим на наступление времен, предсказанных пророками.""

Но эсхатологизм здесь также указывает и на то, что от этого храма вскоре не останется "камня на камне". Храм отжил свой век, и обмен валюты, и жертвы, совершаемые в нем, вскоре станут совершенно ни к чему.

Тему бесплодной смоковницы продолжает евангельский текст утрени Великого вторника: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23, 27-28).

Кто сейчас чаще всего восседает на Христовом седалище?.. Вопрос абсолютно риторический. И все-таки сейчас есть у довольно многих понимание, что это ненормально, благодаря некоторой причастности свету Христа, которая выявляется, надо отметить, у людей нецерковных с "незамыленными" глазами даже подчас лучше, чем у привыкших ко многому профессионалов, церковных системщиков. Но если "каналы самоочищения" внутри церковной системы окончательно забиты, то... да будет воля Твоя, Господи. Останется в очередной раз "дом наш пуст" - значит, так тому и быть. Не останется - "слава долготерпению Твоему, Господи"!
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments