pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Блудный сын и Вавилонская блудница

Образ блудного сына весьма многозначен. Под ним может подразумеваться и Адам, и все человечество, после него утратившее первозданный рай, и Израиль, то блуждавший по пустыне, прежде чем войти в обещанную землю, то завоеванный и отведенный в плен, в ту же «далекую страну». Но последний образ в этом отношении, данный в Писании, – это образ Вавилонской блудницы. Естественно, как и образ блудного сына, он может быть также многозначным. Вавилон – понятие не только географическое, но и духовное.
«Яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать нам в грехах её и не подвергнуться язвам её... Воздайте ей так, как она воздала нам, и вдвое воздайте ей по делам ее… Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести! За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр. 18: 2-8).

"Воздайте ей так, как и она воздала нам" - почти повтор того, что сегодня пелось в храмах на всенощной. "Дочь Вавилона, окаянная (опустошительница)! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!" (Пс. 136).
Анри Волохонский в книге «Бытие и Апокалипсис» так комментирует 18-ю главу Откровения:
""Описание предстоящего падения Вавилона в Откровении дано в выражениях, находящихся в тесной зависимости от Исайи (гл. 13:21 — 22; 33:1; 34:11 — 14; 47:7 — 9 и др.), Иеремии (гл. 50 и 51) и пр., содержащих описание гибели собственно Вавилона. Но в ряде мест Иоанн пользуется мотивами и фразеологией, относящимися к падению Тира (Исайя, 23:4; Иезекииль, гл. 26 — 28), Ниневии (Наум, 3:4) и даже Иерусалима (Исайя, 24:8; Иеремия, 7:34; 16:9 и 25:10; Иезекииль, 24: 7 — 8). Последнее не удивительно: говоря о разорении Вавилона, автор видит перед глазами разрушенный Иерусалим и поверженную Иудею. Основная тема главы 18 — месть Риму"". В то же время, по замечанию этого же автора, «Великий город (Откр. 17: 18) — прямое и недвусмысленное указание на Рим».

Итак, черты Вавилонской блудницы может нести любой народ и любое царство. И даже часть любой земной церкви! Недаром же Католическая церковь эпохи Возрождения отколовшимися от нее протестантами уподоблялась этой самой Вавилонской блуднице. Ф. Петрарка т. наз. «Авиньонское пленение пап» назвал «Вавилонским пленением пап».
Ну а о современности, по мысли А.К. Толстого, распространяться здесь особенно не будем.

"Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим."

Тем более, что некоторые горячие головы готовы разные экуменические контакты между христианами под этот образ подвести, в том числе иерархов. А ведь не в этом совсем дело. Гордыня, упоение собственной властью и безудержное роскошество верхов, свойственное любой эпохе и культуре, может быть и «экуменическим», и изоляционистским в равной степени. Но это роскошество рано или поздно приведет к краху. Неизбежно. И потому тем, кто «там, наверху», лучше «прийти в себя», пока этот крах не наступил, как сделал блудный сын из притчи, после долгого и продолжительного голода. Правда, те, кто роскошествуют, обычно не голодают. Но, быть может, и для них еще оставлена возможность «прийти в себя», какими-то другими путями? Пусть и через будущие скорби и голод духовный?.. В конечном счете разница между блудным сыном и Вавилонской блудницей в том, что первый пришел в себя и раскаялся, а вторая так и не пришла, и все дела ее сгорели.
«Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20).

.
Tags: богослужение, писание
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments