pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"О дне же том, или часе, никто не знает..."

"...ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13: 32). Это из сегодняшнего календарного чтения.
Фактически Сын Божий, умалившись до временных земных условий, всеведением Отца не обладал. О чем совершенно прямо и говорится.
Правда, А.П. Лопухин в "Толковой Библии" с этим не согласен:
"...Некоторые толкователи допускают, что Христос действительно не знал этого дня, потому что, согласно слову Ап. Павла (Флп. 2:7), был на земле в образе раба и жил как человек, т.е. самоограничил Себя в отношении к Своим Божественным свойствам и, в частности, к всеведению. Но и с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, "что такие изречения, как: вся Мне предана суть, Отцем Моим (Мф. 11:27; ср. Лк. 10:22; Ин. 4:46; Ин. 8:40), не позволяют приписать Сыну незнание времени паки-пришествия и различать область ведения Отца от области ведения Сына... Затем, в силу ипостасного единения во Христе божества и человечества с сохранением личности божественной, нельзя говорить о каком-либо ограничении божественной природы воплотившегося Сына Божия". Так рассуждает С. Саввинский в своей диссертации: "Эсхатологическая беседа Христа Спасителя" (Киев, 1906 г., с. 115). Сам г. Саввинский, следуя мнению св. Иоанна Златоуста, блаж. Иеронима, блаж. Августина, блаж. Феофилакта и др., понимает это незнание Сыном дня и часа парусии не как "слабость неведения, а как воспитательное средство мудрого педагога".

Однако же, Иисус все-таки говорил: "Отец Мой более Меня" (Ин. 14: 28). В земном существовании по крайней мере. Что, впрочем, не противоречит и тому, что оба - одно (Ин. 10: 30).

А вообще откуда и кто это может знать? Это как и с всемогуществом и другими качествами, возведенными в абсолют скорее по склонности человеческих умов к излишней рационализации. Можно ли на самом деле "понять" Бога, в Котором вполне могут сосуществовать и могущество, и немощь, и предвидение, и неведение?... "Понять", как Бог во времени может самоумаляться? Ведь всякое явление или откровение Бога по сути является таким приспособительным самоумалением, включая ветхозаветную эпоху.
Поэтому, что такое вообще "всеведение" само по себе и исключает ли оно свободу воли в принципе, или никак ей не мешает, - отдельный дискуссионный вопрос, который здесь затрагиваться не будет.
В предыдущем вчерашнем чтении были такие, например, слова:
"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет" (Мк. 13: 30).
Вся трудность в том, что же на самом деле понимать под "родом сим" и "всё это". Бл. Феофилакт и др. предлагает понимать под этим "род верных", "род христиан" вообще, что, впрочем, может восприниматься некоторой натяжкой.
"Всё это" в большинстве перечисленных случаев в течение всей 13-й главы Марка относилось к ближайшим катастрофическим событиям, связанным с разрушением Иерусалима. Это разрушение, учитывая популярные в те времена апокалиптические настроения, вполне могло быть отождествляемо с близким концом всего мира в глазах учеников. Не говоря уже о прозвучавшей проповеди сначала Предтечи, а потом Иисуса, что Царство Небесное уже приблизилось. Но кроме этого, со ссылкой на пророка Иоиля ("солнце померкнет и луна не даст света своего") и Даниила "Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою многою и славою") здесь явно говорится о том, что и это, значит, всё тоже будет. Не мог ли давать Сам Иисус дополнительных поводов думать о том, что конец мира уже не за горами, что он произойдет при жизни текущего поколения? Не мог ли Он желать по-человечески, чтобы этот конец приблизился поскорее? По аналогии с тем, как Он молился Отцу в Гефсимании о том, чтобы чаша была пронесена мимо, если возможно; но, впрочем, да будет воля Отца. Альберт Швейцер поэтому и был убежден, что Иисус разделял веру в скорый конец мира, и это не единственный мыслитель в этом ряду. В первом христианском поколении, включая тексты апостола Павла (1-е Фессалоникийцам), такое представление явно было выражено. В таком случае, почему? Не просто же по недоразумению и по недопониманию того, что Иисус говорил... Дело явно сложнее.

А.Л. Чернявский дает следующую справку:

Перечень объяснений речения Мк. 13:32 в святоотеческой и средневековой богословской литературе

1. Господь этим изречением хотел показать, что не сам он не знает этой тайны, но что Отец первенствует в знании, сообщая его Сыну (Ириней, Adv. Haer. II, 28, 6; Василий Великий, Epist. 236; ad Amph.; Амфилохий Иконийский , Sent. et excer. VI; Дидим, De trin. III, 22; Григорий Богослов, Or. theol. IV, 16; Фотий , Ad Amph. q. 114; Валфрид Страбон, Glossa ord. in Mr.; Мальдонат , in Mt. 24:36).

2. Христос знал это как Бог, но не знал как человек (Тертуллиан, Adv. Prax. 26; Ориген, in Mt. 55; Евстафий, Facundus, Migne, PL, t. 67, col. 795; Афанасий Александрийский, Orat. contra arianos 3; Иларий Пиктавийский, De Trin. 9; Василий Великий, Epist. 236; Григорий Богослов, Or. theol. IV, 15; Григорий Нисский, Contra Apol. 24; Иероним, Contra Pel., 2, 14; Руфин, Migne, PL, t. 48, col. 247; Кирилл Александрийский, in Mt. 24:36; Бл. Феодорит, Repr. 12. capit. Cyr. IV; Леонтий Византийский, De sectis X, 3; Фотий, ad Amph., q. 114;

3. День и час суда нельзя было знать определенно, потому что они были определены Богом только условно (Ориген, in Mt. 24:36).

4. Поскольку Церковь, тело Христа, не знает этого дня, то и Глава ее может говорить о себе, что не знает его (Ориген, in Mt. 24:36; Евлогий Александрийский, Phot. Bibl. 230; Григорий Великий, Epist. 1. X, 39; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).

5. Сыном здесь называется не Господь, а усыновленный народ (Григорий Турский, Prol. ad Hist. eccl. Franc.; Рабан Мавр, in Mt. 24:36; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).

6. Господь знал и как Бог, и как человек, но не хотел открыть, потому что он не был послан открывать это, и потому что было неполезно для нас знать это (Иларий Пиктавийский, De Trin. 9, 58; Амвросий Медиоланский, De fide V, 16-18; Ефрем Сирин, Ruth. 57-58; Василий Великий, Adv. Eun. IV; Дидим, De trin. III, 22; Иероним, in Mt. 24:36; Августин, Enarr. In Ps. 6:1; Лепорий, Libellus emendationis 10; Кассиодор, in Ps. 9:40; Похоже («по домостроительству»): Иоанн Златоуст, in Mt. 24:36; Исидор Пелусиот, Epist. 1. I, 117; Созомен, Hist. eccl. VII, 17; Кирилл Александрийский, Ap. Contra Teod. XII, 4; Беда Достопочтенный, in Mt. 24:36; Иоанн Дамаскин, De haer. 85; De fide orthodoxa III, 21; Алкуин, De fide sanctae et individuae Trinitatis II, 12; Феофил Антиохийский, in Mt. 24:36; in Mr. 13:32; Валфрид Страбон, Glossa ord. in Mt. 24:36; Гаймон, in 1 Thes. S. 1; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).

7. Отец знает день и час и знает самый суд практически, с тех пор как он решил произвести его через Сына, но Сын хотя и знает, когда будет суд, не знает его практически, как не производящий его (Епифаний Кипрский, Ancoratus 19-22; Adv. haer. II, 43-47; Дидим, Enarr. In 1 Jo. 2:3-4; Фотий , ad Amph., q. 104).

8. Днем и часом названо то абсолютное и окончательное блаженство, которое состоит в созерцании Бога таким, каков он есть; это видение и знание принадлежат только Богу – как Сыну, так и Отцу. В Сыне и через него и мы можем достигнуть его. Но Спаситель как человек не владеет им (Василий Великий, Epist. clas. I, 8, 6-7).

9. Спаситель знал день суда и по своей человеческой природе, но не силою человеческого ума – in natura humanitatis, non ex natura humanitatis (Григорий Великий, Epist. 1. X, 39).
--------------------------------------------

В общем, "согласия отцов", на которое любят многие православные уповать, по данному вопросу нет. А насчет возражения, что "в силу ипостасного единения во Христе божества и человечества с сохранением личности божественной, нельзя говорить о каком-либо ограничении божественной природы воплотившегося Сына Божия", тогда спросим себя следующее: младенец-Христос, родившийся только что в яслях, разве уже обладал всеведением Отца и прочими подобными качествами, или все-таки еще нет?
Tags: высокое богословие, писание, размышелния
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments