pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"О дне же том, или часе, никто не знает..."

"...ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13: 32). Это из сегодняшнего календарного чтения.
Фактически Сын Божий, умалившись до временных земных условий, всеведением Отца не обладал. О чем совершенно прямо и говорится.
Правда, А.П. Лопухин в "Толковой Библии" с этим не согласен:
"...Некоторые толкователи допускают, что Христос действительно не знал этого дня, потому что, согласно слову Ап. Павла (Флп. 2:7), был на земле в образе раба и жил как человек, т.е. самоограничил Себя в отношении к Своим Божественным свойствам и, в частности, к всеведению. Но и с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, "что такие изречения, как: вся Мне предана суть, Отцем Моим (Мф. 11:27; ср. Лк. 10:22; Ин. 4:46; Ин. 8:40), не позволяют приписать Сыну незнание времени паки-пришествия и различать область ведения Отца от области ведения Сына... Затем, в силу ипостасного единения во Христе божества и человечества с сохранением личности божественной, нельзя говорить о каком-либо ограничении божественной природы воплотившегося Сына Божия". Так рассуждает С. Саввинский в своей диссертации: "Эсхатологическая беседа Христа Спасителя" (Киев, 1906 г., с. 115). Сам г. Саввинский, следуя мнению св. Иоанна Златоуста, блаж. Иеронима, блаж. Августина, блаж. Феофилакта и др., понимает это незнание Сыном дня и часа парусии не как "слабость неведения, а как воспитательное средство мудрого педагога".

Однако же, Иисус все-таки говорил: "Отец Мой более Меня" (Ин. 14: 28). В земном существовании по крайней мере. Что, впрочем, не противоречит и тому, что оба - одно (Ин. 10: 30).

А вообще откуда и кто это может знать? Это как и с всемогуществом и другими качествами, возведенными в абсолют скорее по склонности человеческих умов к излишней рационализации. Можно ли на самом деле "понять" Бога, в Котором вполне могут сосуществовать и могущество, и немощь, и предвидение, и неведение?... "Понять", как Бог во времени может самоумаляться? Ведь всякое явление или откровение Бога по сути является таким приспособительным самоумалением, включая ветхозаветную эпоху.
Поэтому, что такое вообще "всеведение" само по себе и исключает ли оно свободу воли в принципе, или никак ей не мешает, - отдельный дискуссионный вопрос, который здесь затрагиваться не будет.
В предыдущем вчерашнем чтении были такие, например, слова:
"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет" (Мк. 13: 30).
Вся трудность в том, что же на самом деле понимать под "родом сим" и "всё это". Бл. Феофилакт и др. предлагает понимать под этим "род верных", "род христиан" вообще, что, впрочем, может восприниматься некоторой натяжкой.
"Всё это" в большинстве перечисленных случаев в течение всей 13-й главы Марка относилось к ближайшим катастрофическим событиям, связанным с разрушением Иерусалима. Это разрушение, учитывая популярные в те времена апокалиптические настроения, вполне могло быть отождествляемо с близким концом всего мира в глазах учеников. Не говоря уже о прозвучавшей проповеди сначала Предтечи, а потом Иисуса, что Царство Небесное уже приблизилось. Но кроме этого, со ссылкой на пророка Иоиля ("солнце померкнет и луна не даст света своего") и Даниила "Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою многою и славою") здесь явно говорится о том, что и это, значит, всё тоже будет. Не мог ли давать Сам Иисус дополнительных поводов думать о том, что конец мира уже не за горами, что он произойдет при жизни текущего поколения? Не мог ли Он желать по-человечески, чтобы этот конец приблизился поскорее? По аналогии с тем, как Он молился Отцу в Гефсимании о том, чтобы чаша была пронесена мимо, если возможно; но, впрочем, да будет воля Отца. Альберт Швейцер поэтому и был убежден, что Иисус разделял веру в скорый конец мира, и это не единственный мыслитель в этом ряду. В первом христианском поколении, включая тексты апостола Павла (1-е Фессалоникийцам), такое представление явно было выражено. В таком случае, почему? Не просто же по недоразумению и по недопониманию того, что Иисус говорил... Дело явно сложнее.

А.Л. Чернявский дает следующую справку:

Перечень объяснений речения Мк. 13:32 в святоотеческой и средневековой богословской литературе

1. Господь этим изречением хотел показать, что не сам он не знает этой тайны, но что Отец первенствует в знании, сообщая его Сыну (Ириней, Adv. Haer. II, 28, 6; Василий Великий, Epist. 236; ad Amph.; Амфилохий Иконийский , Sent. et excer. VI; Дидим, De trin. III, 22; Григорий Богослов, Or. theol. IV, 16; Фотий , Ad Amph. q. 114; Валфрид Страбон, Glossa ord. in Mr.; Мальдонат , in Mt. 24:36).

2. Христос знал это как Бог, но не знал как человек (Тертуллиан, Adv. Prax. 26; Ориген, in Mt. 55; Евстафий, Facundus, Migne, PL, t. 67, col. 795; Афанасий Александрийский, Orat. contra arianos 3; Иларий Пиктавийский, De Trin. 9; Василий Великий, Epist. 236; Григорий Богослов, Or. theol. IV, 15; Григорий Нисский, Contra Apol. 24; Иероним, Contra Pel., 2, 14; Руфин, Migne, PL, t. 48, col. 247; Кирилл Александрийский, in Mt. 24:36; Бл. Феодорит, Repr. 12. capit. Cyr. IV; Леонтий Византийский, De sectis X, 3; Фотий, ad Amph., q. 114;

3. День и час суда нельзя было знать определенно, потому что они были определены Богом только условно (Ориген, in Mt. 24:36).

4. Поскольку Церковь, тело Христа, не знает этого дня, то и Глава ее может говорить о себе, что не знает его (Ориген, in Mt. 24:36; Евлогий Александрийский, Phot. Bibl. 230; Григорий Великий, Epist. 1. X, 39; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).

5. Сыном здесь называется не Господь, а усыновленный народ (Григорий Турский, Prol. ad Hist. eccl. Franc.; Рабан Мавр, in Mt. 24:36; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).

6. Господь знал и как Бог, и как человек, но не хотел открыть, потому что он не был послан открывать это, и потому что было неполезно для нас знать это (Иларий Пиктавийский, De Trin. 9, 58; Амвросий Медиоланский, De fide V, 16-18; Ефрем Сирин, Ruth. 57-58; Василий Великий, Adv. Eun. IV; Дидим, De trin. III, 22; Иероним, in Mt. 24:36; Августин, Enarr. In Ps. 6:1; Лепорий, Libellus emendationis 10; Кассиодор, in Ps. 9:40; Похоже («по домостроительству»): Иоанн Златоуст, in Mt. 24:36; Исидор Пелусиот, Epist. 1. I, 117; Созомен, Hist. eccl. VII, 17; Кирилл Александрийский, Ap. Contra Teod. XII, 4; Беда Достопочтенный, in Mt. 24:36; Иоанн Дамаскин, De haer. 85; De fide orthodoxa III, 21; Алкуин, De fide sanctae et individuae Trinitatis II, 12; Феофил Антиохийский, in Mt. 24:36; in Mr. 13:32; Валфрид Страбон, Glossa ord. in Mt. 24:36; Гаймон, in 1 Thes. S. 1; Фома Аквинский, Summa theol. III, q. 10, a. 1).

7. Отец знает день и час и знает самый суд практически, с тех пор как он решил произвести его через Сына, но Сын хотя и знает, когда будет суд, не знает его практически, как не производящий его (Епифаний Кипрский, Ancoratus 19-22; Adv. haer. II, 43-47; Дидим, Enarr. In 1 Jo. 2:3-4; Фотий , ad Amph., q. 104).

8. Днем и часом названо то абсолютное и окончательное блаженство, которое состоит в созерцании Бога таким, каков он есть; это видение и знание принадлежат только Богу – как Сыну, так и Отцу. В Сыне и через него и мы можем достигнуть его. Но Спаситель как человек не владеет им (Василий Великий, Epist. clas. I, 8, 6-7).

9. Спаситель знал день суда и по своей человеческой природе, но не силою человеческого ума – in natura humanitatis, non ex natura humanitatis (Григорий Великий, Epist. 1. X, 39).
--------------------------------------------

В общем, "согласия отцов", на которое любят многие православные уповать, по данному вопросу нет. А насчет возражения, что "в силу ипостасного единения во Христе божества и человечества с сохранением личности божественной, нельзя говорить о каком-либо ограничении божественной природы воплотившегося Сына Божия", тогда спросим себя следующее: младенец-Христос, родившийся только что в яслях, разве уже обладал всеведением Отца и прочими подобными качествами, или все-таки еще нет?
Tags: высокое богословие, писание, размышелния
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments