pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Прот. Георгий Митрофанов о ситуации с Исаакиевским собором и с церковной жизнью в целом


Что-то типа краткой выжимки из получасовой речи.
О. Георгий не ожидал такой реакции. Непонятен сам шум вокруг собора. Гос. чиновники как перераспределяли собственность в течение последних десятилетий, так и продолжают это делать.
Есть проект договора об аренде собора епархией, на 49 лет, который еще не подписан.
Музей остается, как и был; богослужения будут проводиться, как и раньше.
Другое дело, что для рядового духовенства появляются опасения, не возрастут ли в очередной раз епархиальные взносы, не ударит ли это по многим приходам города. Содержание многих соборов, свидетельствующих о былом имперском величии страны, является тяжелым бременем для епархии. Но церковь - прежде всего люди, а не недвижимость.
Церковь по сути начинается именно с них. Но опыт показывает, что в соборах подобного типа приходские общины не формируются или образуются крайне трудно. О. Георгий сомневается, что в Исаакие сложится евхаристическая община ответственных христиан.
Система прозрачных отношений между государством и обществом так и не возникла.
Но окажись мы в ситуации 1990-х, подобное решение властей было бы встречено "на ура", теми же "яблочниками", которые сейчас выступают против.
К сожалению, за прошедшие 25 лет мы потеряли свой авторитет в глазах нецерковной части общества. Мы по-прежнему находимся в неизбывном "византийском" периоде церковно-государственных отношений.
И все же сейчас мы находимся в лучшем положении, нежели в советское время или даже в дореволюционный имперский период. Церковь в целом гораздо более свободна, это объективный факт. В 1990-е годы вопрос о недвижимости не ставился. "Церковь живет не бревнами, а ребрами". Сейчас же хочется символическими актами создать иллюзию видимого возрождения церкви, которого на самом деле не происходит.
Богослужение сейчас совершается и в Казанском, и в Исаакиевском соборе. Но наше общество - общество нераскаянных Каинов.
Наша церковь породила больше мучителей, чем мучеников. Разрушали храмы и гнали духовенство бывшие крещеные люди в Российской православной церкви. Как русский православный народ докатился до такого состояния, что крупнейшая поместная православная церковь за 25 лет после революции оказалась на грани полного исчезновения?
У духовенства выработался многолетний рефлекс - государству нужно либо подчиняться, либо с ним дружить. Существовать с ним на паритетных началах в рамках закона почему-то не получается. Жить по закону многие просто не научились.
Во многих случаях стоит дистанцироваться от государства.
В частности, в известной истории с Пусси Райот.
История с "панк-молебном" воспринимается как некая "точка невозврата". Она выявила, что в очень небольшой количественно, но весьма активной части РПЦ существуют человеконенавистнические настроения. Но патриарх вынужден быть политиком и учитывать подобные настроения. Большая часть народа и духовенства просто инертна.
Tags: жизнь церковная, люди, политика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments