pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Прот. Георгий Митрофанов о ситуации с Исаакиевским собором и с церковной жизнью в целом


Что-то типа краткой выжимки из получасовой речи.
О. Георгий не ожидал такой реакции. Непонятен сам шум вокруг собора. Гос. чиновники как перераспределяли собственность в течение последних десятилетий, так и продолжают это делать.
Есть проект договора об аренде собора епархией, на 49 лет, который еще не подписан.
Музей остается, как и был; богослужения будут проводиться, как и раньше.
Другое дело, что для рядового духовенства появляются опасения, не возрастут ли в очередной раз епархиальные взносы, не ударит ли это по многим приходам города. Содержание многих соборов, свидетельствующих о былом имперском величии страны, является тяжелым бременем для епархии. Но церковь - прежде всего люди, а не недвижимость.
Церковь по сути начинается именно с них. Но опыт показывает, что в соборах подобного типа приходские общины не формируются или образуются крайне трудно. О. Георгий сомневается, что в Исаакие сложится евхаристическая община ответственных христиан.
Система прозрачных отношений между государством и обществом так и не возникла.
Но окажись мы в ситуации 1990-х, подобное решение властей было бы встречено "на ура", теми же "яблочниками", которые сейчас выступают против.
К сожалению, за прошедшие 25 лет мы потеряли свой авторитет в глазах нецерковной части общества. Мы по-прежнему находимся в неизбывном "византийском" периоде церковно-государственных отношений.
И все же сейчас мы находимся в лучшем положении, нежели в советское время или даже в дореволюционный имперский период. Церковь в целом гораздо более свободна, это объективный факт. В 1990-е годы вопрос о недвижимости не ставился. "Церковь живет не бревнами, а ребрами". Сейчас же хочется символическими актами создать иллюзию видимого возрождения церкви, которого на самом деле не происходит.
Богослужение сейчас совершается и в Казанском, и в Исаакиевском соборе. Но наше общество - общество нераскаянных Каинов.
Наша церковь породила больше мучителей, чем мучеников. Разрушали храмы и гнали духовенство бывшие крещеные люди в Российской православной церкви. Как русский православный народ докатился до такого состояния, что крупнейшая поместная православная церковь за 25 лет после революции оказалась на грани полного исчезновения?
У духовенства выработался многолетний рефлекс - государству нужно либо подчиняться, либо с ним дружить. Существовать с ним на паритетных началах в рамках закона почему-то не получается. Жить по закону многие просто не научились.
Во многих случаях стоит дистанцироваться от государства.
В частности, в известной истории с Пусси Райот.
История с "панк-молебном" воспринимается как некая "точка невозврата". Она выявила, что в очень небольшой количественно, но весьма активной части РПЦ существуют человеконенавистнические настроения. Но патриарх вынужден быть политиком и учитывать подобные настроения. Большая часть народа и духовенства просто инертна.
Tags: жизнь церковная, люди, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments