pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О безответной или неразделенной любви

Во Второзаконии говорится: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (6: 5). Последнее слово – מְאֹדֶֽךָ
пожалуй, что и не переводимо точно ни на один другой язык. Дословно –«всем твоим очень». В общем, даётся призыв возлюбить Его «очень», превыше всего остального. В ту эпоху судьба всего народа Израиля была связана с Богом, избавившим евреев из рабства в Египте, поэтому оттенок этой любви наверняка мог быть не столько личным, сколько прежде всего общим, коллективным. И любовь здесь скорее понимается как всеобщая верность и преданность Тому, кто избрал Авраама, обещав ему великое и многочисленное потомство, размножил его, вывел из рабства при многочисленных чудесах и знамениях и вселил в землю, истекающую молоком и медом. «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и мышцею высокою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор. 7: 7-8).

Итак, Бог возлюбил Свой народ, одарил его многочисленными благодеяниями, и Он, как бы по-человечески, ждет взаимности. Ведь без взаимности любовь по-своему мучительна. Но на самом деле Его любовь остается во многом безответной, как и этот процитированный выше Его призыв. При всём том, что Он возлюбил не только Израиль, а весь мир, начиная с Израиля, и потому отдал единственного Своего Сына, чтобы всякий, верующий в Него, жил вечно (см. Ин. 3: 16). К этой вечности приобщает только любовь Божия. И можно даже надеяться, что вопреки нашей нелюбви! «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас…» (1 Ин. 4: 10).
И вот, когда кто-то из нас любит кого-то и не встречает ответной любви, благодарности, верности и т.д., это по-своему неизбежно и промыслительно. Мы сами не всегда и не всех любим одинаково. Кого-то заметим, выделим, а кого-то невольно проигнорируем и пройдем мимо него, хотя он/она, мимо кого мы прошли, как раз и может страдать от этой неразделенной любви. И совсем не только в плане любви как эроса между разными полами, а во многих других случаях и оттенках этой любви также. Так вот, если мы прошли мимо кого-то, и мимо нас могут пройти с той же вероятностью. Это сторона вполне земная, обусловленная нашими грехами как промахами (в нашей любви, к которой, к тому же, могут быть примешаны разные отягощающие или даже отравляющие её факторы, связанные с нашим «эго», мы все можем неизбежно промахиваться).

Но есть и другая сторона, более высокого плана, роднящая нас с Самим Богом. Если Его любовь часто безответна, то и наша может быть такой же, уже не по нашей слабости или небрежности, а в силу особого промысла. И здесь мы тоже учимся на более одухотворенном уровне: любовь Бога дает нам всем свободу быть самими собой, и в наших достоинствах, и в наших недостатках. Она себя не навязывает, но непрестанно умаляется, отступает перед нами. Вот и нам важно учиться вовремя отступать от наших детей, друзей, родственников, чтобы не надоедать и не досаждать своей любовью и привязанностью к ним, но всегда быть готовыми отпустить их на свободу, даже если это связано с большими рисками для них самих. Помня, что Бог их уже возлюбил гораздо больше, чем мы сами. И тут как раз может помочь эта расстановка приоритетов, поскольку, стараясь любить Бога всем нашим «очень», только в Нем мы можем обрести внутреннюю свободу от всего остального, что нас может отягощать. В том числе и от пристрастной и эгоистичной любви, если у кого-то она случается. Которая лишь тогда может стать более одухотворенной и просветленной, когда мы становимся готовыми отпускать кого-то от себя, не переставая при этом о нем/ней думать и переживать. А если пока не очень дано кому-то живо полюбить Бога своим "очень", то стоит полюбить образ Божий, или Его отсвет, в видимом нами любимом человеке, и, отрекаясь от своей воли с этим "очень", можно будет приобрести любимого на новом и высшем уровне. Освобождая других, мы освобождаем и себя самих.
Tags: библия, писание, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments