pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О безответной или неразделенной любви

Во Второзаконии говорится: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (6: 5). Последнее слово – מְאֹדֶֽךָ
пожалуй, что и не переводимо точно ни на один другой язык. Дословно –«всем твоим очень». В общем, даётся призыв возлюбить Его «очень», превыше всего остального. В ту эпоху судьба всего народа Израиля была связана с Богом, избавившим евреев из рабства в Египте, поэтому оттенок этой любви наверняка мог быть не столько личным, сколько прежде всего общим, коллективным. И любовь здесь скорее понимается как всеобщая верность и преданность Тому, кто избрал Авраама, обещав ему великое и многочисленное потомство, размножил его, вывел из рабства при многочисленных чудесах и знамениях и вселил в землю, истекающую молоком и медом. «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и мышцею высокою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор. 7: 7-8).

Итак, Бог возлюбил Свой народ, одарил его многочисленными благодеяниями, и Он, как бы по-человечески, ждет взаимности. Ведь без взаимности любовь по-своему мучительна. Но на самом деле Его любовь остается во многом безответной, как и этот процитированный выше Его призыв. При всём том, что Он возлюбил не только Израиль, а весь мир, начиная с Израиля, и потому отдал единственного Своего Сына, чтобы всякий, верующий в Него, жил вечно (см. Ин. 3: 16). К этой вечности приобщает только любовь Божия. И можно даже надеяться, что вопреки нашей нелюбви! «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас…» (1 Ин. 4: 10).
И вот, когда кто-то из нас любит кого-то и не встречает ответной любви, благодарности, верности и т.д., это по-своему неизбежно и промыслительно. Мы сами не всегда и не всех любим одинаково. Кого-то заметим, выделим, а кого-то невольно проигнорируем и пройдем мимо него, хотя он/она, мимо кого мы прошли, как раз и может страдать от этой неразделенной любви. И совсем не только в плане любви как эроса между разными полами, а во многих других случаях и оттенках этой любви также. Так вот, если мы прошли мимо кого-то, и мимо нас могут пройти с той же вероятностью. Это сторона вполне земная, обусловленная нашими грехами как промахами (в нашей любви, к которой, к тому же, могут быть примешаны разные отягощающие или даже отравляющие её факторы, связанные с нашим «эго», мы все можем неизбежно промахиваться).

Но есть и другая сторона, более высокого плана, роднящая нас с Самим Богом. Если Его любовь часто безответна, то и наша может быть такой же, уже не по нашей слабости или небрежности, а в силу особого промысла. И здесь мы тоже учимся на более одухотворенном уровне: любовь Бога дает нам всем свободу быть самими собой, и в наших достоинствах, и в наших недостатках. Она себя не навязывает, но непрестанно умаляется, отступает перед нами. Вот и нам важно учиться вовремя отступать от наших детей, друзей, родственников, чтобы не надоедать и не досаждать своей любовью и привязанностью к ним, но всегда быть готовыми отпустить их на свободу, даже если это связано с большими рисками для них самих. Помня, что Бог их уже возлюбил гораздо больше, чем мы сами. И тут как раз может помочь эта расстановка приоритетов, поскольку, стараясь любить Бога всем нашим «очень», только в Нем мы можем обрести внутреннюю свободу от всего остального, что нас может отягощать. В том числе и от пристрастной и эгоистичной любви, если у кого-то она случается. Которая лишь тогда может стать более одухотворенной и просветленной, когда мы становимся готовыми отпускать кого-то от себя, не переставая при этом о нем/ней думать и переживать. А если пока не очень дано кому-то живо полюбить Бога своим "очень", то стоит полюбить образ Божий, или Его отсвет, в видимом нами любимом человеке, и, отрекаясь от своей воли с этим "очень", можно будет приобрести любимого на новом и высшем уровне. Освобождая других, мы освобождаем и себя самих.
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments