pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Однажды в молитвенной группе...

...между делом, где-то в перерыве или уже после молитв зашел разговор:
зачем мне (нам) Христос, Церковь, вера, если есть вокруг нас люди, которые успешно реализуются в любви, в семейной жизни, в профессии, но при этом либо нецерковные, либо совсем не верующие, и оставят позади себя многих церковных и православных, поскольку прекрасные люди, и таких еще поискать надо. Или, быть может, мы, какими бы ни были, все-таки сознаем себя грешниками, ради которых Христос пришел, чтобы нас спасти, и у нас есть надежда на это спасение, а им, праведникам, Христос в общем как бы и действительно не нужен?.. Но поскольку праведника нет ни одного с идеально-божественной точки зрения, то что же, получается, они все-таки "погибнут"?..

Меня всегда подобные рассуждения приводили в некоторый, как бы это выразиться... ступор.
Мы о себе-то самих мало что знаем. Свои-то мотивации и корни собственных желаний едва иной раз сознаем. И беремся рассуждать в столь глобальных масштабах, берясь за такие грандиозные обобщения?

В подобных рассуждениях прежде всего есть определенный элемент потребительства, пусть в христианской обертке. Получается, многим верующим Бог нужен только лишь постольку - поскольку. Прежде всего нам от Него хочется чего-то получить: успеха в работе, в женитьбе/замужестве, в налаживании семейных отношений, хочется здоровья, хороших друзей-подруг, отношений и т.д. и т.п. Но - не Самого Христа, не живых с Ним отношений. Хочется "благодати" как некой поддерживающей нас силы, но не Самого Бога. Нам много чего не хватает, да. И, глядя на кого-то из окружающих нас, не ближайших единоверцев, допустим, а их "знакомых знакомых", или новых знакомых по интернету не из церковного круга, у кого-то из нас начинает внутри щемить и саднить: вот, они и без Бога достигают каких результатов, а мы-то где и что из себя представляем?..

Я давно уже убежден, что такие люди - либо самородки, либо воспитанные с детства в неверии и привыкшие опираться на позитивистские знания и логику, но при этом получившие много чего хорошего от родителей, включая любовь, которую и они могут давать другим и делиться ей с окружающими, либо обладающие недюжинной силой воли и достигающие поставленных целей, - даны нам для смирения. Но для смирения - это вовсе не значит, чтобы мы себя корили, занимались самоедством и уж тем более предавались сомнениям по поводу выбранного пути веры. Скорее это для того, чтобы в очередной раз удивились в хорошем смысле этого слова и поблагодарили Бога за подобные встречи: как образ и подобие Творца иной раз может раскрываться в человеке, который при этом совсем Его не ищет, но тем не менее бессознательно выполняет роль устроителя и возделывателя этого мира, который Бог вручил некогда первым людям. Для смирения перед тем фактом, что хотя Бог и открыл общий путь спасения во Христе, и мы сознаем спасительность этого пути для самих себя, но у Него всегда есть что-то еще для других, которые Христа не познали или не смогли к Нему прийти, в том числе по нерадивости, промахам или отталкивающему поведению носителей веры. В духовном мире сколько может быть правил или закономерностей, столько же и исключений. Мы видим только часть многообразного мира, самих себя и наших ближних, даже если начитаны в Писаниях, имеем опыт встреч с Богом и могли кого-то поддержать или даже помочь кому-то прийти к вере. И очень часто, даже почти всегда, мы склонны судить "по наружности" - не обязательно только в плохом смысле, когда судим-осуждаем, но и в хорошем, когда не судим, а замечаем в самом деле достойные качества в неверующих людях. Но внутренняя жизнь других от нас по сути скрыта.

Я бы поставил вопрос так: а что бы было, если эти достойные и добродетельные неверующие или светские люди, допустим, стали бы христианами, настоящими, церковными, типа нас?.. Да они бы не удержались в этом мире, их бы распяли вслед за Христом очень быстро, пусть фигурально, а не буквально. Ну "съели" бы, в общем, свои же "религиозники". Окружающие просто не вместили бы их необыкновенной чистоты и высоты духа, - вот лично моя гипотеза. Смогли ли бы они тогда понести свой крест вслед за Христом, будучи по природе по-своему утонченными и ранимыми, если мы сами еле-еле, с Его помощью притом, его пытаемся нести?.. Или нет, они бы выдержали, с Божией помощью, но просто не удержались бы в этом мире. А так они держатся и по-своему оберегаемы промыслом, для каких-то других целей. Это, конечно, условное теоретизирование по большей части, но за ним стоит предложение посмотреть на эту проблему с несколько неожиданной и непривычной стороны. А кто будет спасен и кто нет - Богу решать уж точно, а не нам. Если мы верим, что Бог есть любовь, бесконечно превосходящая нашу собственную, то Он позаботится о таких людях, и в этой жизни, и в будущей, в любом случае лучше, чем мы сами с нашими потугами.
Tags: размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments