pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Однажды в молитвенной группе...

...между делом, где-то в перерыве или уже после молитв зашел разговор:
зачем мне (нам) Христос, Церковь, вера, если есть вокруг нас люди, которые успешно реализуются в любви, в семейной жизни, в профессии, но при этом либо нецерковные, либо совсем не верующие, и оставят позади себя многих церковных и православных, поскольку прекрасные люди, и таких еще поискать надо. Или, быть может, мы, какими бы ни были, все-таки сознаем себя грешниками, ради которых Христос пришел, чтобы нас спасти, и у нас есть надежда на это спасение, а им, праведникам, Христос в общем как бы и действительно не нужен?.. Но поскольку праведника нет ни одного с идеально-божественной точки зрения, то что же, получается, они все-таки "погибнут"?..

Меня всегда подобные рассуждения приводили в некоторый, как бы это выразиться... ступор.
Мы о себе-то самих мало что знаем. Свои-то мотивации и корни собственных желаний едва иной раз сознаем. И беремся рассуждать в столь глобальных масштабах, берясь за такие грандиозные обобщения?

В подобных рассуждениях прежде всего есть определенный элемент потребительства, пусть в христианской обертке. Получается, многим верующим Бог нужен только лишь постольку - поскольку. Прежде всего нам от Него хочется чего-то получить: успеха в работе, в женитьбе/замужестве, в налаживании семейных отношений, хочется здоровья, хороших друзей-подруг, отношений и т.д. и т.п. Но - не Самого Христа, не живых с Ним отношений. Хочется "благодати" как некой поддерживающей нас силы, но не Самого Бога. Нам много чего не хватает, да. И, глядя на кого-то из окружающих нас, не ближайших единоверцев, допустим, а их "знакомых знакомых", или новых знакомых по интернету не из церковного круга, у кого-то из нас начинает внутри щемить и саднить: вот, они и без Бога достигают каких результатов, а мы-то где и что из себя представляем?..

Я давно уже убежден, что такие люди - либо самородки, либо воспитанные с детства в неверии и привыкшие опираться на позитивистские знания и логику, но при этом получившие много чего хорошего от родителей, включая любовь, которую и они могут давать другим и делиться ей с окружающими, либо обладающие недюжинной силой воли и достигающие поставленных целей, - даны нам для смирения. Но для смирения - это вовсе не значит, чтобы мы себя корили, занимались самоедством и уж тем более предавались сомнениям по поводу выбранного пути веры. Скорее это для того, чтобы в очередной раз удивились в хорошем смысле этого слова и поблагодарили Бога за подобные встречи: как образ и подобие Творца иной раз может раскрываться в человеке, который при этом совсем Его не ищет, но тем не менее бессознательно выполняет роль устроителя и возделывателя этого мира, который Бог вручил некогда первым людям. Для смирения перед тем фактом, что хотя Бог и открыл общий путь спасения во Христе, и мы сознаем спасительность этого пути для самих себя, но у Него всегда есть что-то еще для других, которые Христа не познали или не смогли к Нему прийти, в том числе по нерадивости, промахам или отталкивающему поведению носителей веры. В духовном мире сколько может быть правил или закономерностей, столько же и исключений. Мы видим только часть многообразного мира, самих себя и наших ближних, даже если начитаны в Писаниях, имеем опыт встреч с Богом и могли кого-то поддержать или даже помочь кому-то прийти к вере. И очень часто, даже почти всегда, мы склонны судить "по наружности" - не обязательно только в плохом смысле, когда судим-осуждаем, но и в хорошем, когда не судим, а замечаем в самом деле достойные качества в неверующих людях. Но внутренняя жизнь других от нас по сути скрыта.

Я бы поставил вопрос так: а что бы было, если эти достойные и добродетельные неверующие или светские люди, допустим, стали бы христианами, настоящими, церковными, типа нас?.. Да они бы не удержались в этом мире, их бы распяли вслед за Христом очень быстро, пусть фигурально, а не буквально. Ну "съели" бы, в общем, свои же "религиозники". Окружающие просто не вместили бы их необыкновенной чистоты и высоты духа, - вот лично моя гипотеза. Смогли ли бы они тогда понести свой крест вслед за Христом, будучи по природе по-своему утонченными и ранимыми, если мы сами еле-еле, с Его помощью притом, его пытаемся нести?.. Или нет, они бы выдержали, с Божией помощью, но просто не удержались бы в этом мире. А так они держатся и по-своему оберегаемы промыслом, для каких-то других целей. Это, конечно, условное теоретизирование по большей части, но за ним стоит предложение посмотреть на эту проблему с несколько неожиданной и непривычной стороны. А кто будет спасен и кто нет - Богу решать уж точно, а не нам. Если мы верим, что Бог есть любовь, бесконечно превосходящая нашу собственную, то Он позаботится о таких людях, и в этой жизни, и в будущей, в любом случае лучше, чем мы сами с нашими потугами.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments