pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про христоцентричность и антропоцентричность.

Встречаю тут на сетевых просторах следующее высказываение:
"Все православное теоцентрично, своим центром имеет Богочеловека Христа. Все неправославное - протестантизм, папизм, масонство, хилиазм, атеизм, всё, что вне Православия, - общий знаменатель имеют один: центр - это человек. А у нас центр - это Богочеловек Христос. Поэтому легко стать еретиком, хилиастом, масоном и кем бы то ни было, но православным христианином стать трудно. Чтобы стать православным христианином, нужно согласиться с тем, что центр мира - это не ты, а Христос."
Архим. Георгий (Капсанис). Покойный игумен мон. Григориат на Афоне (+2014)
Ну, многим современным греческим богословам свойственно поругивать Запад, папизм и протестантизм, это давно заметно.
И основания тому когда-то были, в свое время, допустим. Но сейчас? Ведь многое изменилось, много воды утекло! А ведь на самом деле...

А ведь на самом деле с тем же успехом можно предположить, что у многих православных охранителей их центр - всего лишь навсего они сами, себя любимые, и их собственные рассуждения о Христе и о Церкви! Их собственные богословские познания. Их текущее влияние на церковную жизнь и на богословскую мысль. И как они сумеют на практике подтвердить, что в их центре стоит Христос? Просто интересно... Иисус, например, говорил: "Я алкал, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня" и т.д. Но разве это не делала всю свою жизнь св. Тереза Калькуттская? Или мученик Шарль Фуко? И разве в центре их жизни не был Христос после этого?.. Ведь слова могут быть многие, какие угодно, а Иисус призывал судить по плодам.

Но если даже и просто судить по словам, то среди многих, связывающих себя с православием, сейчас можно услышать много чего - о Святой Руси, о великой державе, о русской цивилизации, о царственных мучениках, о разных святых и их подвигах, о старцах, о всяких грехах и как с ними бороться, о болезнях и нуждах и кому в каких случаях молиться ... но как раз меньше всего о Христе! Зато среди протестантов преимущественно речь идет о Писании, о Боге и о Христе. Тогда, следуя логике покойного архимандрита, многие протестанты по сути гораздо более православны, чем те, кто себя таковыми считает?

А Христос, по этой же логике, был православным, говоря: "Суббота для человека, а не человек для Субботы"? С точки зрения современных Ему книжников, как раз нет, Он был еретик. Он нарушал этот самый принцип теоцентричности! Поскольку человека и его нужды ставил на первое место, а правило субботнего покоя на второе. Исцеляя кого-то из больных, Он нарушал правило , по которому заниматься исцелением допускалось только в случае, если больному грозила немедленная смерть. В описываемых же случаях (сухорукого, скорченной женщины, расслабленного, слепого) эта смерть не грозила - можно было подождать несколько часов до захода солнца и приступить к исцелению! Что бы сказал на это уважаемый архимандрит с Афона, если бы жил в то самое время?..

В общем, поди еще разберись, что такое православие и как его понимать! :) На эту тему приходилось уже писать много, но вот очередной повод нашелся.

А быть настоящим христианином, учеником Христа, - действительно трудно, даже своими силами невозможно просто, кто бы спорил!
Tags: жизнь церковная, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments