pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

+ О почившем архиеп. Амвросии (Щурове, 8.11. 2016). Вместо некролога

""На 87 году жизни перешел в иной мир архиерей, рукополагавший меня в священство (06.05.2004).
Это был человек, умевший слушать и прощать! Став епископом, 30 лет прослужил на одной кафедре. Простота, нестяжание (жил в бедненькой хибарке, в которой и принимал посетителей). Да, как и все «советские» епископы, он не был богословом, книжником, но не был и бездушным представителем «административных структур» (каковыми являются многие нынешние епископы). Он не делал из епархии казарму, позволял другим в чем-то не соглашаться с ним.
Рукополагая меня, владыка сказал: «Никого не гони. Христос ждет твоей любви к людям. Веди их за собою к Богу. Храни верность иерархическому строю Церкви. Блюди порядок и послушание. Молись о людях!». Ниже я помещаю три группы фотографий: 1. Пасха 2004 (я еще диакон в храме Духовной Семинарии). 2. Хиротония меня во пресвитеры (6 мая 2004). 3. Моя первая самостоятельная Литургия (8 мая 2004).
Сколько он был на кафедре, столько он финансово помогал мне. Помню, как один раз он высунул из кармана конверт и сунул мне: «На, я знаю, что тебе нужно». Я вышел из епархии и попросил одного игумена подвести меня (а игумен тот только что вышел от владыки передо мной). Мы остановились около магазина и зашли в магазин; я, не подозревая ничего, развернул данный конверт и расплатился за свои покупки. Игумен вздохнул… Потом мне сказал, что это он принес «конвертик к празднику» владыке, а владыка все раздавал. В конверте было 2 000 руб. (по состоянию на лето 2004 г. – не плохая сумма). Так он помогал до самой смерти бедным священникам.
* * *
Расскажу несколько историй, характеризующих покойного архипастыря.
После рукоположения в сан диакона меня – до пресвитерской хиротонии – направили на служение в один монастырь. Дело было зимой, и где-то на недели по каким-то делам туда заехал владыка на своем старом УАЗике. И вот вообразите себе, что во дворе его встречает один пожилой иеромонах – босоногий, почти голый (распахнутый на груди подрясник на голое тело) и весь заблеванный: сей иеромонах был запойным алкоголиком и вышел в снег проблеваться. Увидев архиерея, он посмотрел на него и говорит: «Ээээ, мужик, а я тебя знаю, я тебя где-то видел». Владыка оооочень не любил пьяниц! Но, несмотря на всю свою брезгливость, сказал ему, чуть раздражено: «Иди, проспись, тогда может, и память вернется – не позорься и монастырь не позорь». Никаких прещений после этого не последовало! Можете себе представить, что бы было, если бы этот несчастный сказал кому-нибудь из современных молодых епископов: «мужик, а я тебя где-то видел»?
***
Как то сидя за трапезой, владыка сказал, что принял староверов из беспоповцев «через покаяние». Я сказал, что при всем уважении к нему, считаю такое недопустимым: ведь у беспоповцев нет даже формального акта миропомазания. Тут вмешался тупоголовый его протодиакон Паша Коник, начал на меня орать, владыка его осек, подумал и говорит: «А ты знаешь, я с тобою согласен. Просто я давно уже изучал все эти вопросы, вот и запамятовал про чиноприемы».
***
Пару лет назад протодиакон Андрей Кураев облил грязью архиепископа Амвросия. Кураев всегда обливает грязью только покойников и тех, кто ему не может дать достойный отпор (скажем так: не "облил грязью", а скорее несправедливо оговорил, бросив тень подозрения, - свящ. Ф.). Вот и «за компанию» облил грязью владыку Амвросия ( http://diak-kuraev.livejournal.com/866185.html ). Я приехал в епархию в 2004 г. и не встретил там «засилья гомиков». Напротив, лица о коих ходили такие слухи – были вдали от архиепископа.
Считаю, что самым ярким штрихом к портрету почившего будет следующая история: Как-то, сидя в кабинете архиепископа, я был очевидцем разговора между ним и одним из его помощников, сообщившим Амвросию о «цветных» похождениях одного клирика. Амвросий насупился, а я брезгливо фыркнул: «фу, гомик, из сана извергнуть». Амвросий на меня пристально посмотрел и говорит: «Экий праведник, хоть икону пиши! Ну, коли так свят, то помолись о согрешающем брате. Ты сам только вчера священником стал, а я за эти годы всех тутошних и постригал, и рукополагал. Тебе легко судить? А для меня они все дети – какие ни есть. Я их породил, но я не могу их, как Тарас Бульба, и прикончить. Да, в семье не без урода. Но мне их всех жалко. Жизнь ломать я никому не хочу. Тебе не понять этого чувства, потому что ты сам еще только сан отеческий носишь (имеется ввиду, священство), а реального отеческого дела ты еще не совершил. Вот когда ты станешь реально для кого-то отцом – с улицы возьмешь человека, так сказать, от грязи мирской отмоешь, приведешь к Церкви, вложишь в него свои силы, отдашь ему внимание, воспитаешь его, а потом он окажется свиньей. Вот тогда приходи и поговорим, обсудим, что ты будешь чувствовать, и как ты будешь поступать. А сейчас сиди тихо и молись».
В затронутом вопросе я не поменял своего отношения к предмету полемики, но не могу и осудить почившего архипастыря за его «либерализм». Его действия были продиктованы не либеральным безразличием, а скорбью отеческого сердца.
* * *
Но если архиепископ и терпел морально не стойких лиц, то высокие посты им не давал. Да и дошедшие до архиерейства ставленники Амвросия – епископ Кинешемский Илларион Кайгородцев и митрополит Астраханский Никон никакого отношения к данному лобби не имеют. Никон много лет возглавлял Николо-Шартомский монастырь, славившийся строгостью, даже чрезмерной, но ни одного голубого из его монастыря на свет не вышло. Он на дух не переваривал эту «цветную братию», а при личном контакте так мог еще и применить к ним запрещенное канонами физическое силовое воздействие (за что у него, как у Киевского Филарета Денисенко, были нарекания). Но не только епископы. При современной системе обмена информации Кураеву будет не сложно навести справки и убедиться в чистоте указываемых мною следующих лиц: Архимандрит Никандр. Шамов (многолетний бессменный настоятель кафедрального собора г. Иваново); Игумен Филарет Соловьев (благочинный Вичугского р-на и председатель ряда епархиальных комиссий); Игумен German Dvortsov (нынешний ректор Семинарии); Игумен Ювеналий Лепешкин (бывший одно время ректором Семинарии); Игумен Евмений Перистый (Hegumen Evmeniy Peristyy), настоятель Кинешемского мужского монастыря, с момента ухода Амвросия на покой обретается где-то в Украине; Игумен Антоний Логинов (при Амвросии сначала наместник, а потом духовник Свято-Воскресенского мужского монастыря в Ермолино); Игумен Варлаам Борин (наместник все той же Ермолинской обители, в братии которой так же не держали «цветных»); Целибатный (т.е. не женатый) протоиерей Сергий Гончаров (преподаватель Семинарии; глава реабилитационного центра ВИЧ-инфицированных и наркозависимых). Все это – птенцы Амвросиевского гнезда, которые, так сказать, были «с нуля» «сделаны» Амвросием: Он их постригал в монахи, он их «выводил в люди». Все это люди, общение с которыми я почитаю для себя честью!!! Да даже бессменный амвросиевский протодиакон достаточно туповатый и хамоватый Паша Коник (сменивший как минимум двух жен) – нагловатый «бычок», бездарь, но не извращенец. Это я перечислил монахов (кроме Коника)! Но так же существует множество женатых священников, которые занимали места благочинных, настоятелей крупных храмов и т.д. Я уж не говорю о многолетнем духовнике Ивановского женского Введенского монастыря архимандрите Амвросие Юрасове (о повышенном интересе коего к девушкам ходят целые легенды)!
* * *
Расскажу один «анекдот» про почившего. Один светский московский журналист-гуляка услышал, что архиепископ – девственник. Удивленный журналист решил поговорить с архипастырем, для чего приехал в Иваново. Вошел в домик-епархию, а там очередь. И весь день владыка принимал посетителей. Вечером уже уставший архиепископ через внутреннюю дверь кабинета удалился в келию (она была сразу за кабинетом и спал он на узком топчане, несмотря на свою грузность – этот топчан я лично видел). Журналиста же просил подождать до утра и расположиться на диване в приемной. Утром журналист вошел первым и начал расспрашивать у владыки, как это он вот так геройски борется с плотью, что о нем говорят, как о девственнике? Амвросий спросил: «Вот ты когда устаешь, что делаешь? Вот в очереди стоишь, потом устаешь ждать, и…»? «Падаю», ответил посетитель. – «А у меня с 15 лет полностью загруженный день послушаниями от рассвета до самого сна, и вот как ты говоришь, постоит-постоит настроение мужское, да и упадет», закончил с улыбкой архипастырь.
* * *
Упокой, Христе, душу архипастыря, Твоего раба! И прими его молитвы у престола Твоего о нас! Он умел любить и прощать!""

Архимандрит Феогност (Пушков)
Tags: in memoriam, годы, жизнь, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments