pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Священномуч. Игнатий Антиохийский о послушании епископам и о еретиках.

Обычно это одна из первых и ключевых фигур в общецерковном предании, на которую любят ссылаться, чтобы оправдать незыблемый и неизменный церковный строй с "монархическим епископатом", с безоговорочным подчинением епископам, без которых ничего в Церкви нельзя делать.
Однако, если внимательно вчитываться в его разные послания и при этом размышлять, в каком вообще контексте они были написаны, то впечатление складывается несколько иное. Во всяком случае, не столь безоговорочно однозначное.

Во-первых, кто такой был епископ в то время? Просто глава местной христианской общины, при этом не обязательно большой, даже городской (потом были и хорепископы, то есть, сельские, хотя изначально они, конечно, были в городах). Положение епископа в конце 1-го - начале 2 в. по Р.Х., да и позже в том числе, сейчас фактически занимает любой настоятель храма из священников в современном понимании. А сослужащие ему священники, если приход многоштатный, фактически заменяют роль пресвитеров при епископе. С диаконами отдельная история - их роль с тех пор сильно редуцирована и сведена фактически к некоторому довеску и украшению в богослужении (в древности их служение было более разнообразным).

Во-вторых, при всем том, что св. Игнатий пишет о послушании епископу, как Иисусу Христу (например, к Траллийцам, гл. 2), то в следующей главе 3-й того же послания он пишет весьма необычно, применительно уже к средневековью и нашей современности:

"Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви".


Очень похоже написано и к Смирнянам, 8:
"Все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию".

Можно ли чтить Иисуса Христа, не почитая Его заповеди? Можно ли отделить одно от другого?Вопрос риторический. В реальности как-то не видно, чтобы диаконов почитали "как заповедь Иисуса Христа", и даже как-то не очень ясно и представимо сейчас, в чем это может выражаться. Как и пресвитеров "как сонм апостолов".

Совершенно очевидно, что Игнатием движет только любовь и забота о том, чтобы все общины, ему известные, пребывали в единстве на основе любви. Чтобы доверяли их главам, епископам, которые в то время действительно были известны первым апостолам и были носителями подлинного и здравого учения. Не забудем, что именно в то время был популярен гностицизм, что гностики, даже весьма сочувствовавшие христианству, могли измышлять о Христе и всей евангельской истории многие нелепицы или просто уводить "не в ту степь" своими философскими установками или аллегорическими толкованиями. Притом, что канона Нового Завета еще не было, а предание в значительной степени передавалось из уст в уста! Сщмч. Игнатий вообще не мыслит в правовых категориях, он просто озабочен единством и хранением чистоты учения:
"Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной христианской пищей, а от чужого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине" (там же, гл. 6).

Это было написано совершенно в конкретной ситуации при конкретных обстоятельствах. Когда учили, к примеру, что Иисус пострадал призрачно, что на самом деле был распят Симон Киринеянин, что людям только казалось, что Он страдал, тогда как Он невидимо стоял близ и посмеивался (впоследствии взгляд на то, что Иисус не страдал, проник в ислам - см. 4-ю суру Корана "Женщины"). Что 30 лет, в которые Иисус вышел на служение, - это "30 эонов Плиромы". Что видимый мир и его происхождение обязаны падению Софии, чей отпрыск, Демиург, - не кто иной, как Бог Ветхого Завета. Что этот же Демиург говорил через Предтечу... Что самарянка - это женщина-пневматик, которую больше не устраивает ветхозаветный колодец Иакова, и она обращается к живой воде гнозиса, стремясь к своему Жениху в Плироме. И т.д. и т.п., к примеру, проповедовал Валентин и его последователи. Причем здесь тогда более поздние частные богословские мнения, возникшие к средневековью, типа Филиокве, которые с легкой руки и языка ревнители стали объявлять ересями и приравнивать их к древним лжеучениям?...

Естественно, Игнатий призывает бегать от таковых проповедников:
"Поэтому берегитесь таких людей. А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря (в данном случае церкви-общины - свящ. Ф.), тот чист, а кто вне его, тот нечист, то есть, кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, то нечист совестию" (Тралл. 7).

Естественно, отсюда логичен и другой вывод:
"Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы всё, что вы делаете, делали вы в Боге" (Филадельфийцам, 4).

Здесь епископ, как видим, не сам по себе как автономный источник власти, но он не отделим от сослужителей, не отделим от Церкви в целом.

В то же время: "Будем прибегать к евангелию, как к плоти Иисуса Христа, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви" (там же, 5).

В общем, одни и те же слова - ересь, Церковь, епископ, пресвитеры, диаконы, - но как различно иx понимание может быть, и как оно различно в том числе в те древние времена и сейчас.
Кстати, у младшего современника св. Игнатия Богоносца, сщмч. Поликарпа Смирнского, написано похожим образом уже о пресвитерах: "Посему должно... покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу" (Филиппийцам, 5). Ясно, что в то время четко оформленной иерархии еще не было, и термин "епископ" и "пресвитер" хотя и могли уже различаться в Антиохийской церкви, но не различались пока еще в других общинах.
Tags: высокое богословие, история, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments