pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Священномуч. Игнатий Антиохийский о послушании епископам и о еретиках.

Обычно это одна из первых и ключевых фигур в общецерковном предании, на которую любят ссылаться, чтобы оправдать незыблемый и неизменный церковный строй с "монархическим епископатом", с безоговорочным подчинением епископам, без которых ничего в Церкви нельзя делать.
Однако, если внимательно вчитываться в его разные послания и при этом размышлять, в каком вообще контексте они были написаны, то впечатление складывается несколько иное. Во всяком случае, не столь безоговорочно однозначное.

Во-первых, кто такой был епископ в то время? Просто глава местной христианской общины, при этом не обязательно большой, даже городской (потом были и хорепископы, то есть, сельские, хотя изначально они, конечно, были в городах). Положение епископа в конце 1-го - начале 2 в. по Р.Х., да и позже в том числе, сейчас фактически занимает любой настоятель храма из священников в современном понимании. А сослужащие ему священники, если приход многоштатный, фактически заменяют роль пресвитеров при епископе. С диаконами отдельная история - их роль с тех пор сильно редуцирована и сведена фактически к некоторому довеску и украшению в богослужении (в древности их служение было более разнообразным).

Во-вторых, при всем том, что св. Игнатий пишет о послушании епископу, как Иисусу Христу (например, к Траллийцам, гл. 2), то в следующей главе 3-й того же послания он пишет весьма необычно, применительно уже к средневековью и нашей современности:

"Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви".


Очень похоже написано и к Смирнянам, 8:
"Все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию".

Можно ли чтить Иисуса Христа, не почитая Его заповеди? Можно ли отделить одно от другого?Вопрос риторический. В реальности как-то не видно, чтобы диаконов почитали "как заповедь Иисуса Христа", и даже как-то не очень ясно и представимо сейчас, в чем это может выражаться. Как и пресвитеров "как сонм апостолов".

Совершенно очевидно, что Игнатием движет только любовь и забота о том, чтобы все общины, ему известные, пребывали в единстве на основе любви. Чтобы доверяли их главам, епископам, которые в то время действительно были известны первым апостолам и были носителями подлинного и здравого учения. Не забудем, что именно в то время был популярен гностицизм, что гностики, даже весьма сочувствовавшие христианству, могли измышлять о Христе и всей евангельской истории многие нелепицы или просто уводить "не в ту степь" своими философскими установками или аллегорическими толкованиями. Притом, что канона Нового Завета еще не было, а предание в значительной степени передавалось из уст в уста! Сщмч. Игнатий вообще не мыслит в правовых категориях, он просто озабочен единством и хранением чистоты учения:
"Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной христианской пищей, а от чужого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине" (там же, гл. 6).

Это было написано совершенно в конкретной ситуации при конкретных обстоятельствах. Когда учили, к примеру, что Иисус пострадал призрачно, что на самом деле был распят Симон Киринеянин, что людям только казалось, что Он страдал, тогда как Он невидимо стоял близ и посмеивался (впоследствии взгляд на то, что Иисус не страдал, проник в ислам - см. 4-ю суру Корана "Женщины"). Что 30 лет, в которые Иисус вышел на служение, - это "30 эонов Плиромы". Что видимый мир и его происхождение обязаны падению Софии, чей отпрыск, Демиург, - не кто иной, как Бог Ветхого Завета. Что этот же Демиург говорил через Предтечу... Что самарянка - это женщина-пневматик, которую больше не устраивает ветхозаветный колодец Иакова, и она обращается к живой воде гнозиса, стремясь к своему Жениху в Плироме. И т.д. и т.п., к примеру, проповедовал Валентин и его последователи. Причем здесь тогда более поздние частные богословские мнения, возникшие к средневековью, типа Филиокве, которые с легкой руки и языка ревнители стали объявлять ересями и приравнивать их к древним лжеучениям?...

Естественно, Игнатий призывает бегать от таковых проповедников:
"Поэтому берегитесь таких людей. А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря (в данном случае церкви-общины - свящ. Ф.), тот чист, а кто вне его, тот нечист, то есть, кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, то нечист совестию" (Тралл. 7).

Естественно, отсюда логичен и другой вывод:
"Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы всё, что вы делаете, делали вы в Боге" (Филадельфийцам, 4).

Здесь епископ, как видим, не сам по себе как автономный источник власти, но он не отделим от сослужителей, не отделим от Церкви в целом.

В то же время: "Будем прибегать к евангелию, как к плоти Иисуса Христа, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви" (там же, 5).

В общем, одни и те же слова - ересь, Церковь, епископ, пресвитеры, диаконы, - но как различно иx понимание может быть, и как оно различно в том числе в те древние времена и сейчас.
Кстати, у младшего современника св. Игнатия Богоносца, сщмч. Поликарпа Смирнского, написано похожим образом уже о пресвитерах: "Посему должно... покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу" (Филиппийцам, 5). Ясно, что в то время четко оформленной иерархии еще не было, и термин "епископ" и "пресвитер" хотя и могли уже различаться в Антиохийской церкви, но не различались пока еще в других общинах.
Tags: высокое богословие, история, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments