pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Почему не сохранился Крест Христа

Есть где-то в выступлениях о. Александра Меня мысль о том, что Крест не сохранился, поскольку христиане оказались недостойны этой святыни.
Фактически получилось так, что Крест был разобран, разломан на множество разных частей.
В этом сказалась излишняя привязанность верующих к самому веществу.
Конечно, реликвия еще какая, драгоценная! Каждой общине, а то и видному и влиятельному деятелю того времени хотелось иметь что-то, хоть какую-то часть её!
Еще при императоре Ираклии в VII в. после того, как персидский царь Хосрой при завоевании Иерусалима унес святыню, а затем она была возвращена при очередной победе обратно, видно из повествования на праздник Воздвижения, что как минимум бОльшая ее часть была в целости. В последующие века реликвию разломали, видимо, уже радикально.

Что-то наверняка получили венецианцы (Венеция в то время была одним из могущественных городов-государств, ее влияние простиралось далеко по Средиземному морю, и она до сих пор наводнена разными мощами древних святых), что-то попало в Константинополь, что-то во Францию (в парижском Нотр-Даме выносят вместе с терном венцом Христа одну из частей древа Креста и гвоздь), что-то на Афон и т.д.

Крест - важнейшая икона самоотверженной любви Господней. И с ним происходило примерно то же, что и с иконами и что вызывало зачастую иконоборческие движения, вполне по тем временам понятные: если с икон соскабливали краски и подмешивали их в чашу со Святыми Дарами, если те же иконы брали в восприемники крещаемым младенцам (см. А. Карташева, "Вселенские соборы"), то ясно, что с народным благочестием происходили весьма серьезные аберрации.
Фактически с Крестом произошло почти то же самое, что с его прообразом, медным змием, который был изготовлен для того, чтобы спасти израильтян в пустыне от укусов ядовитых змей (Числа, 21). Впоследствии этот змий, конечно же, почитался весьма сильно в народе. И был в конце концов уничтожен, от греха подальше. Царь Езекия велел истребить его, "потому что до самых тех дней, - свидетельствует писатель кн. Царств, - сыны Израилевы кадили ему, и называли его Нехуштан" (4 Цар 18:4).
В христианскую же эпоху исчезновение произошло более мягко, как бы само собой.
Tags: богослужение, история
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments