pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Почему не сохранился Крест Христа

Есть где-то в выступлениях о. Александра Меня мысль о том, что Крест не сохранился, поскольку христиане оказались недостойны этой святыни.
Фактически получилось так, что Крест был разобран, разломан на множество разных частей.
В этом сказалась излишняя привязанность верующих к самому веществу.
Конечно, реликвия еще какая, драгоценная! Каждой общине, а то и видному и влиятельному деятелю того времени хотелось иметь что-то, хоть какую-то часть её!
Еще при императоре Ираклии в VII в. после того, как персидский царь Хосрой при завоевании Иерусалима унес святыню, а затем она была возвращена при очередной победе обратно, видно из повествования на праздник Воздвижения, что как минимум бОльшая ее часть была в целости. В последующие века реликвию разломали, видимо, уже радикально.

Что-то наверняка получили венецианцы (Венеция в то время была одним из могущественных городов-государств, ее влияние простиралось далеко по Средиземному морю, и она до сих пор наводнена разными мощами древних святых), что-то попало в Константинополь, что-то во Францию (в парижском Нотр-Даме выносят вместе с терном венцом Христа одну из частей древа Креста и гвоздь), что-то на Афон и т.д.

Крест - важнейшая икона самоотверженной любви Господней. И с ним происходило примерно то же, что и с иконами и что вызывало зачастую иконоборческие движения, вполне по тем временам понятные: если с икон соскабливали краски и подмешивали их в чашу со Святыми Дарами, если те же иконы брали в восприемники крещаемым младенцам (см. А. Карташева, "Вселенские соборы"), то ясно, что с народным благочестием происходили весьма серьезные аберрации.
Фактически с Крестом произошло почти то же самое, что с его прообразом, медным змием, который был изготовлен для того, чтобы спасти израильтян в пустыне от укусов ядовитых змей (Числа, 21). Впоследствии этот змий, конечно же, почитался весьма сильно в народе. И был в конце концов уничтожен, от греха подальше. Царь Езекия велел истребить его, "потому что до самых тех дней, - свидетельствует писатель кн. Царств, - сыны Израилевы кадили ему, и называли его Нехуштан" (4 Цар 18:4).
В христианскую же эпоху исчезновение произошло более мягко, как бы само собой.
Tags: богослужение, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments