pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Интересная дискуссия о богослужении

От Марии Сенчуковой mashenka_sench, она же инокиня Евгения, миссионерствующая в последние годы в Якутии.
О сложности восприятия византийской поэзии в целом, независимо от перевода на русский или любой другой язык.
Дискуссия оставила очень много комментариев, и это хорошо. Люди все-таки озабочены проблемой понимания православных служб, а не просто формального на них присутствия, "отстаивания", как это по большей части происходит. Литургия здесь наиболее понятна, поскольку она практически не изменяема. На нее и ходят в основном большинство наших прихожан где бы то ни было. А вот как быть с всенощными бдениями и вообще с другими службами суточного круга?
Мне думается вот что на сей счет.
Любая идолизация чего-то, пусть даже из самых лучших побуждений (держать и хранить Предание и т.д. и т.п.) рано или поздно оборачивается крушением прежних кумиров. Иногда могут пройти десятки лет, иногда сотни, даже много сотен лет, прежде чем прошлые неприкасаемые авторитеты могут оказаться поставленными под большой вопрос. Нигилистическое ниспровержение прежних авторитетов также никогда не служило ничему хорошему, творческому и констуктивному. Тут важен некий средний путь. Который пока сейчас нащупать весьма трудно, в том числе из-за общей несвободы и формализованности в церковной среде.

Говоря о византийской поэзии, вообще надо бы уточнить, какой жанр её имеется в виду даже исходя из наших богослужений, как они есть сейчас!
В теме я отметился следующим комментарием:
"Тут кстати впору вспомнить Киприана Керна с его небольшой книжицей "Гимнография и эортология"... Он там хорошо покритиковал, в частности, такой жанр, как канон, пришедший на смену кондакарным поэмам. Канон сам по себе задан строгой схемой и весьма негибок. И это легко заметить по греческим образцам: в каждой песне канона задана определенная библейская тема, с которой надо как-то связать либо прославляемого святого, либо данный праздник. Под ирмос надо подогнать такой же ритм и стилистику тропарей (в ЦСЯ это в любом случае не заметно). Получается в результате весьма трафаретно и натужно, чем поэтично (поэзией отличаются лишь немногие каноны первых составителей - Андрея Критского, Космы и немногих др.). Мне запало еще с клиросных времен, что большинство минейных служб и тех же канонов святым - вообще преснятина совершенная. Ни уму, ни сердцу ничего не дает. Протестантские песнопения от души могут быть гораздо живее! Но такая же судьба постигла впоследствии и акафисты, кстати. В общем, когда ставится вопрос о византийской поэзии, надо уточнить - какого времени, какого жанра, вида (стихиры - это одно, каноны - совсем другое). Тут много чего разного и неоднозначного, как и в любой поэзии вообще. Да, песнопения Постной триоди - одни из лучших. Но эта книга занимает далеко не весь богослужебный год!"

Я раньше по молодости свысока относился к протестантским песнопениям - что, мол, там они по сравнению с высокой византийской гимнографией!
Теперь же отношусь уже существенно по-другому, и к византийской гимнографии, и к протестантским песням. И там, и здесь есть свои изюминки, и там, и здесь есть свои общие места и преснятина. Как и в любой поэзии вообще! Но в любом случае протестантские песнопения понятны и вызывают определенный отклик у всех, кто присутствует на службе. Они доходчивы. Чего совсем уже не скажешь о византийской поэзии, поскольку это не только язык, но и образ жизни, и культура, и стиль мышления. Он для нас в целом чужд. Это ни хорошо, ни плохо, - это неизбежно. Но любая форма, культура, язык - относительны и ограничены в любом случае. Из них не нужно делать очередных идолов, как это иной раз наблюдается у современных православных интеллигентов-книжников (да я и сам таким во многом остаюсь до сих пор). Может быть, когда-нибудь доживем до более свободного хода богослужений, в смысле, свободного варианта самой службы из нескольких возможных, с привлечением каких-то дополнительных чтений из Библии и песнопений современных авторов, а не просто что-то там сократить или опустить, как это сейчас делается.
Tags: богослужение, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments