pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Камень, который отвергли строители..."

..."тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах ваших". Эти слова из 117 псалма, написанного, вполне возможно, как раз при постройке второго храма в послепленную эпоху, напоминает Иисус в отношении к враждовавшим с Ним саддукеям, фарисеям и книжникам. В Евангелии они даны сразу по окончании притчи о злых виноградарях. Иисусу этот образ мог быть особенно близок, учитывая то, что профессии плотника и строителя схожи, и слово τέκτων или τέκτονος, употребляемое по отношению к земной жизни Христа, как раз и означает и плотника, и строителя. Отсюда слово "архитектон" или "архитектор". Для христиан Иисус - архитектор (архитектон) в превосходной степени.
Он же - и камень, краеугольный и драгоценный (по пророчеству Исайи 28: 16). Его отвергли строители, для которых он оказался "камнем претыкания и камнем соблазна" (1 Петра 2: 7). Но ошибочно было бы относить эти слова только к жившим 2000 лет назад иудеям! Израиль того времени - лишь прототип, прообраз того, как в последующую церковную историю по сути происходит примерно то же самое, и не где-нибудь, а в самой же церковной среде! Если разные христианские богословы не прочь назвать Церковь "новым Израилем", как блаж. Феофилакт Болгарский и др. (есть даже такое понятие, как "теология замещения"), то почему бы ей в земной своей составляющей быть лучше Израиля в дохристианскую эпоху?

Вся практическая церковная жизнь на протяжении 2000 лет свидетельствовала, что и народное благочестие, и поведение иерархов было далеко не всегда на высоте, если сказать более-менее мягко. Разные библейские книги беспрерывно пишут, как израильтяне то и дело уклонялись от единого Бога, им открывшегося, к разным культам земли Ханаанской. Как строили капища Ваалу, Астарте и т.д. Но чем, в таком случае, лучше современное народное благочестие с заказыванием разных молебнов святым, которые фактически занимают места древних богов в пантеоне? Подобно тому, как в античности у финикийцев или греков был свой бог войны, бог плодородия, бог торговли, бог здоровья, так и у современных некнижных православных (по большей части у простых тетушек) есть святые, к которым они обращаются или в случае болезней, или желая успеха в торговле или еще каком-нибудь предприятии... Где здесь место Христу, совершенно не понятно. Хотя и про Христа многие знают, и Евангелие читали! Значит, что-то есть такое в человеческой психологии, весьма трудно истребимое, когда при всем том, что есть единый Бог, и всевозможные знания об этом, Он воспринимается каким-то "далеким", и просить Его о чем-то мелком и житейском вроде как "неудобно", а святые - поближе, и их, значит, можно. Как будто их способности не от Бога, а от кого-то еще...

Это одна сторона. Но с образованной частью религиозного общества дела обстоят не намного лучше. Те же типы книжников, подчас даже с энциклопедическим охватом, можно встретить среди современных православных с не меньшим успехом, чем во времена Христа или чуть ранее. И тогда, и сейчас это - весьма достойные люди. Но в некоторые моменты создается ощущение, что вся суть, простая и сконцентрированная в простых евангельских строках, у них как-то растворяется или растекается в многочисленных научных статьях и ссылках на многочисленные авторитеты. А пришел бы Христос сейчас под видом простого верующего в их среду, - не оказался бы ими заклейменным как невежда в богословии?.. А если не невежда, то - "Но мы не знаем, откуда Он" (Ин. 7: 27).

Третья сторона - духовное сословие. Про "пастырей, которые пасли самих себя", с горечью сказано еще у пророка Иезекииля (гл. 34): "Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью".

В общем, всё, что было, то есть и будет, что еще Экклесиаст отметил. Тогда что нового принес Христос в мир? Только прояснение и указание в Себе самом, что возможна другая жизнь (и не где-то в неопределенном будущем загробном мире, а здесь и теперь), другие представления о Боге, другая вера в Него, чем всё то, что господствует в мире сем. Что Бог ближе к нам, чем мы думаем. Что сила Бога совершается в немощи, в бессилии, а силы зла во временном отрезке могут одерживать верх, и у них для этого есть все средства мира сего, тогда как ростки Бога-любви пробиваются скорее вопреки всему, как травинки сквозь асфальт.

В остальном, многое как бы то же самое, что и всегда. Более того, если судить по плодам, как предлагал Иисус, то исторические церкви оказываются нередко под прицельным и беспощадным судом в этом отношении, что по своему неизбежно! А если они начинают оправдываться, по типу того, что ведь было много хорошего, то в их адрес еще добавляются порции насмешек. Случайно или нет? Только ли по недомыслию или непониманию неверующих? Или все-таки здесь действует Божий промысел, желающий смирить христиан, если сами они в этом отношении бывают инертны и самодовольны?

И участь Иерусалима и его храма ("посмотри, какие камни и какие здания!" - Мк. 13: 1) разве не постигала в разные времена и христианский Рим, и Константинополь, и Москву? Язык Библии - воистину язык Бога, он остается совершенно тот же, что был, только он давно уже живет вне рамок прежнего Писания. Он не меняется. Израиль - лишь ось истории, осевой народ, наглядно показывающий, что другие народы или церкви, возвышающиеся над ним или перед самими собой, лишь в очередной раз будут унижены, и ровно так, как это бывало неоднократно с самим Израилем. И, конечно, этим всем лишь в очередной раз показывается истина Бога, тогда как "всяк человек ложь" (пс. 115).
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments