pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Камень, который отвергли строители..."

..."тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах ваших". Эти слова из 117 псалма, написанного, вполне возможно, как раз при постройке второго храма в послепленную эпоху, напоминает Иисус в отношении к враждовавшим с Ним саддукеям, фарисеям и книжникам. В Евангелии они даны сразу по окончании притчи о злых виноградарях. Иисусу этот образ мог быть особенно близок, учитывая то, что профессии плотника и строителя схожи, и слово τέκτων или τέκτονος, употребляемое по отношению к земной жизни Христа, как раз и означает и плотника, и строителя. Отсюда слово "архитектон" или "архитектор". Для христиан Иисус - архитектор (архитектон) в превосходной степени.
Он же - и камень, краеугольный и драгоценный (по пророчеству Исайи 28: 16). Его отвергли строители, для которых он оказался "камнем претыкания и камнем соблазна" (1 Петра 2: 7). Но ошибочно было бы относить эти слова только к жившим 2000 лет назад иудеям! Израиль того времени - лишь прототип, прообраз того, как в последующую церковную историю по сути происходит примерно то же самое, и не где-нибудь, а в самой же церковной среде! Если разные христианские богословы не прочь назвать Церковь "новым Израилем", как блаж. Феофилакт Болгарский и др. (есть даже такое понятие, как "теология замещения"), то почему бы ей в земной своей составляющей быть лучше Израиля в дохристианскую эпоху?

Вся практическая церковная жизнь на протяжении 2000 лет свидетельствовала, что и народное благочестие, и поведение иерархов было далеко не всегда на высоте, если сказать более-менее мягко. Разные библейские книги беспрерывно пишут, как израильтяне то и дело уклонялись от единого Бога, им открывшегося, к разным культам земли Ханаанской. Как строили капища Ваалу, Астарте и т.д. Но чем, в таком случае, лучше современное народное благочестие с заказыванием разных молебнов святым, которые фактически занимают места древних богов в пантеоне? Подобно тому, как в античности у финикийцев или греков был свой бог войны, бог плодородия, бог торговли, бог здоровья, так и у современных некнижных православных (по большей части у простых тетушек) есть святые, к которым они обращаются или в случае болезней, или желая успеха в торговле или еще каком-нибудь предприятии... Где здесь место Христу, совершенно не понятно. Хотя и про Христа многие знают, и Евангелие читали! Значит, что-то есть такое в человеческой психологии, весьма трудно истребимое, когда при всем том, что есть единый Бог, и всевозможные знания об этом, Он воспринимается каким-то "далеким", и просить Его о чем-то мелком и житейском вроде как "неудобно", а святые - поближе, и их, значит, можно. Как будто их способности не от Бога, а от кого-то еще...

Это одна сторона. Но с образованной частью религиозного общества дела обстоят не намного лучше. Те же типы книжников, подчас даже с энциклопедическим охватом, можно встретить среди современных православных с не меньшим успехом, чем во времена Христа или чуть ранее. И тогда, и сейчас это - весьма достойные люди. Но в некоторые моменты создается ощущение, что вся суть, простая и сконцентрированная в простых евангельских строках, у них как-то растворяется или растекается в многочисленных научных статьях и ссылках на многочисленные авторитеты. А пришел бы Христос сейчас под видом простого верующего в их среду, - не оказался бы ими заклейменным как невежда в богословии?.. А если не невежда, то - "Но мы не знаем, откуда Он" (Ин. 7: 27).

Третья сторона - духовное сословие. Про "пастырей, которые пасли самих себя", с горечью сказано еще у пророка Иезекииля (гл. 34): "Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью".

В общем, всё, что было, то есть и будет, что еще Экклесиаст отметил. Тогда что нового принес Христос в мир? Только прояснение и указание в Себе самом, что возможна другая жизнь (и не где-то в неопределенном будущем загробном мире, а здесь и теперь), другие представления о Боге, другая вера в Него, чем всё то, что господствует в мире сем. Что Бог ближе к нам, чем мы думаем. Что сила Бога совершается в немощи, в бессилии, а силы зла во временном отрезке могут одерживать верх, и у них для этого есть все средства мира сего, тогда как ростки Бога-любви пробиваются скорее вопреки всему, как травинки сквозь асфальт.

В остальном, многое как бы то же самое, что и всегда. Более того, если судить по плодам, как предлагал Иисус, то исторические церкви оказываются нередко под прицельным и беспощадным судом в этом отношении, что по своему неизбежно! А если они начинают оправдываться, по типу того, что ведь было много хорошего, то в их адрес еще добавляются порции насмешек. Случайно или нет? Только ли по недомыслию или непониманию неверующих? Или все-таки здесь действует Божий промысел, желающий смирить христиан, если сами они в этом отношении бывают инертны и самодовольны?

И участь Иерусалима и его храма ("посмотри, какие камни и какие здания!" - Мк. 13: 1) разве не постигала в разные времена и христианский Рим, и Константинополь, и Москву? Язык Библии - воистину язык Бога, он остается совершенно тот же, что был, только он давно уже живет вне рамок прежнего Писания. Он не меняется. Израиль - лишь ось истории, осевой народ, наглядно показывающий, что другие народы или церкви, возвышающиеся над ним или перед самими собой, лишь в очередной раз будут унижены, и ровно так, как это бывало неоднократно с самим Израилем. И, конечно, этим всем лишь в очередной раз показывается истина Бога, тогда как "всяк человек ложь" (пс. 115).
Tags: библия, писание, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments