pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Воспоминания о "Преображенской революции".

Отец Александр Борисов как бывший в то время депутат Моссовета был активным и непосредственным участником тех трех дней, 19-21 августа, потрясших всю Россию...

Я как только что окончивший Московский Университет и живший в коммуналке как раз в угловом доме, где в туннеле, можно сказать, под нашими окнами, погибли трое - Усов, Комарь и Кричевский - тоже не остался в стороне и был в ночь с 20 на 21-е у Белого дома.
О. А. Борисова я не видел и тогда еще его не знал, но видел некоторых священников и встретил одного знакомого, отца Александра, который недавно был рукоположен и служил где-то на севере Моск. области, под Клином, кажется. Я его запомнил по приходу Покрова в селе Алексино Можайского р-на, где тогда он был еще чтецом (волей судьбы через брата, который одно время там активно помогал, и других его знакомых мое первое причащение в 1990 г. было там). С тех пор мы и не встречались ни разу, я даже не знаю, где он и что с ним сейчас...
Я по свежим следам пытался делать какие-то записи. Кое-что сохранилось:

29.08
Три дня, потрясшие всю страну и мир, а кажется, будто пережита целая эпоха. Как ни кощунственно это звучит, но мне даже жалко стало, что все так быстро кончилось. Ведь беда, постигшая всех, как-то преобразила многих людей, просветлила их души и сердца, сплотила всех. И недаром это потрясение случилось в день Преображения Господня: с этого момента, хочется верить, начнется ускоренное преображение самой России в лучшую сторону. Однако, глухи еще сердца и слепы очи многих людей, чему я сам был свидетель, находясь последние дни на Орловщине. Мысленно не так уж мало людей поддержало этот пресловутый ГКЧП. «А может быть и лучше было бы при этом Комитете? Ведь порядок давно уже надо бы навести» - пришлось мне услышать от трех человек подряд. При этом следуют воспоминания о том, сколько всего раньше было (сахара, водки, конфет, и сколько все это стоило). А Сталин уж, конечно, подобное не допустил бы…
30.08
Сижу сейчас в поезде, а передо мной – молоденькая, полненькая дамочка, простая, как суровая наша действительность. Говорит: «а мне все равно, кто у власти, хоть обезьяна, лишь бы есть дали», и это на полном серьезе. Сама, правда, на голодающую далеко не походила – лицо кругленькое, губы ярконакрашенные


Буквально пару месяцев спустя все воодушевление от той «Преображенской революции» как рукой сняло. Как будто у всей страны наступил период «похмелья».

В газете РХДД «Путь» (я был в то время членом Российского Христианского Демократического Движения, во главе которого были Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) мне довелось опубликовать статью «Бледная немочь», где были выражены следующие мысли:

«К примеру, в 1987-88 годах мы вроде были на 30-м или 40-м месте по общему жизненному уровню. Так какого ж рожна стоило все это затевать, чтобы скатиться на сто сороковое и ниже? В магазинах один хлеб да соль и сотенные очереди за всем, что попадется. Такого, говорят, не было даже в Великую Отечественную! Мы мечтали о свободе и правовом государстве. Но почему же свободы для демагогии – сколько угодно, а свободы для того, чтобы купить поесть, что тебе хочется, или прилично одеться, не стало совсем? И полное бесправие… Почему с риском для жизни нельзя выйти на улицу из-за разгула преступности – это от недостатка свободы или от ее избытка? Почему свобода быть убитым или покалеченным головорезами (Чечня, Осетия, Татария – далее везде?) велика, а быть от них защищенными – слишком мала?...

И никому не видно, что людей
Морочит тайно демон Асмодей.
Как будто бредят все освобожденьем.
А вечный спор их, говоря точней,
Порабощенья спор с порабощеньем.
(Гете, «Фауст»).

Предельно двусмысленной и антиномичной оказалась вся перестроечная эпоха. «Образованщина» снова соблазнилась построением земного рая, только теперь уже не по коммунистическому, а по западно-капиталистическому образцу. Как видим, результат опять разошелся с благими намерениями: в материальном отношении мы потеряли все, что имели! И однако, на созданной этой эпохой отрицательной свободе от коммунизма рано или поздно должны утвердиться положительные, подлинно христианские ее формы. Достижение этой высшей свободы – удел немногих, удел элиты, а не массы, и процесс исключительно личный. Это тот самый узкий путь чрез тесные врата. Наивно было бы полагать, что истосковавшиеся сегодня по полноценной жизни россияне вдруг от всего сердца, вслед за пророком и псалмопевцем Давидом взмолятся о помощи: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой!» (Пс. 129). Однако, как писал Бердяев в 1918 году (см. «Из глубины»), «Меньшинство может остаться верно положительной творческой силой народа, и из него может начаться возрождение. Но путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских… Новая Россия, рождающаяся в смертных муках, еще загадочна. Антихристианские духи революции родят свое темное царство. Но и христианский дух России должен явить свою силу. Сила этого духа может действовать в меньшинстве, если большинство отпадет от него». Только явление этого духа может снять с нам бледную немочь. И если Россия пережила 70-летнюю коммунистическую бесовщину, так неужели не переживет и демократическую?
А пока – Горбачев, увы, с самого начала оказался прав, – «революция продолжается»…
(ноябрь 1991)

Естественно, что случившееся в последующие 1990-е, которые легко окрестили "лихими", совершенно логично привело к той идеализации или даже ностальгии по советскому периоду, который мы имеем сейчас. В перестройку много говорилось о желательности "десоветизации", но именно потому её и не произошло, что реформаторы тех лет так сильно "постарались" в этом отношении.
Не это ли самое теперь происходит с Украиной после 2013 г.?
Tags: жизнь, история, личное, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments