pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про переходы из православия и в православие из других конфессий

Свежая публикация на эту тему:


И в общем логика понятна, и таких историй не так уж мало.
Но есть и совсем другие! К примеру, я лично знаю одну немолодую уже прихожанку, которая ходила и к отцу Александру Меню, и позже в один из лучших приходов Москвы, а в последние годы ушла к протестантам.
С годами я склоняюсь к следующим соображениям. Мне думается, что в целом причины могут быть самые разные, и обобщения здесь рискованны, но не в последнюю очередь здесь играет роль привычка к своему. Когда эта привычка вырабатывается, острота и свежесть восприятия служб и молитв утрачиваются, и сами службы могут становиться "пресными". И не только службы, но и определенного рода литература, и богословие, в каждой из христианских конфессий несущее свои черты и акценты. Человека может тянуть на сторону просто потому, что тут что-то новое!

Есть и разные психологические типы среди людей. В православии все же, по моим наблюдениям, закрепляются люди весьма определенного психотипа. Остальные могут либо не задерживаться здесь надолго, либо даже прямо отсеиваться - грубыми старушками, священниками, общей атмосферой религиозного потребительства, в которой нет места живому общению людей друг с другом. Но и в других конфессиях этот элемент потребительства весьма живуч, только он приобретает другие формы!

В последние годы мне также довелось узнать людей, которые устойчиво и многие уже годы пребывают "между" или скорее "и здесь, и там": ходят и в православные храмы, и в католические, причащаясь и тут, и там. Или в православные храмы и на протестантские собрания. Мне думается, что с годами, учитывая эпоху интернета, экуменические контакты и определенную критичность, выработавшуюся к своей родной церковности, таких людей будет только больше.

Если же говорить о своем родном православии, то здесь я чувствую, безусловно, уникальный потенциал, который в нем есть, но при этом в действительности он не только не раскрывается и остается под спудом, но ему даже как бы преднамеренно не дают раскрыться! В результате получается, что "высокое богословие" или мистика святых отцов - сами по себе, а церковно-приходская обстановка с "комбинатом религиозно-потребительских услуг" - сама по себе, и эти две действительности отстоят друг от друга, как небо от земли. Но в конце концов Христос действует в этом мире всегда вопреки, и достигает каждого из нас тоже скорее вопреки. И самим себе, и окружающей действительности.
Tags: жизнь церковная, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments