pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про своеобразное «отрицание отрицания» в российской истории

Только на наш век хватило как минимум три таких «отрицаний отрицания». Поколение второй половины ХХ в., исключая самое последнее десятилетие, было свидетелем, как советская эпоха усиленно отрицала предыдущую, до 1917 года. В годы перестройки и особенно после 1991 года с не меньшим пафосом отрицалась советская эпоха. Наконец, с конца 2000-х начала отрицаться перестроечно-реформаторская пора 1990-х. Но при этом каждая предыдущая эпоха фактически подготавливала и вынашивала последующую, её отрицающую, подводя к ней настолько, что, с одной стороны, было очевидно, что когда она себя исчерпывала, по-старому жить больше было уже невозможно, а с другой, отрицалось всё предыдущее настолько радикально, что после этого требовались десятилетия, чтобы вернуться к относительно стабильному порядку на том же уровне, который существовал до того исчерпания.

Это отрицание всегда происходило при энергичном действии новой власти, отрицающей предшествующую, и активно поддерживающего её наиболее пассионарного политического течения, которое совсем не обязательно отражало консенсус в стране в целом. Тем более, что такого консенсуса как правило и не было вовсе, или он был хрупким и непрочным, нестабильным. Россия в этом смысле была как раз хронически расколотая страна, как и остается ей сейчас, что является, в свою очередь, потенциальным источником нестабильности. Но в силу этой расколотости любые реформы и преобразования были всегда проблематичны, даже когда они в самом деле назревали. В непоследовательности реформ власть бесполезно упрекать или обвинять, если общество в целом не солидарно и не едино, если нет общего видения развития на относительно долгосрочную перспективу. В этой ситуации может лишь одно из течений на какое-то время взять верх, прийти к тому, чтобы сменить прежнюю власть, но затем неизбежно произойдет откат назад или приспособление к существующему непреодоленному порядку вещей, ибо реальность, проектируемая в головах философов или политиков, все-таки далеко не одно и то же, что живая реальность, какова она есть.

«Отрицание отрицания» на российской почве осложняется и выглядит особенно обостренным и радикальным еще потому, что в менталитете многих соотечественников до сих пор господствует дуалистическая логика и этика. При дуалистической этике, когда добро и правда числятся только на своей стороне и среди единомышленников, а зло и ложь – на стороне оппонентов, вся борьба идей поневоле скатывается к принципу «цель оправдывает средства».
И тогда оболгать, скомпрометировать или в лучшем случае принизить враждебную сторону считается вроде как чем-то неизбежным или даже само собой разумеющимся. Но если и не оболгать, то доверять своей стороне автоматически предполагается естественным и должным, а то, что в чем-то может быть права и противоположная сторона, допускается с большим трудом, если допускается вообще. Ведь если на той стороне – зло, мрак, ложь, а на нашей правда или «с нами Бог», то как же можно их терпеть? Так было при великом расколе 1660-х годов, с которого, пожалуй, и началась вековая эпоха «отрицаний отрицания» в российской истории, так же было и в гражданскую войну 1920-х. И с очередной выпуклостью и яркостью это же проявилось в последнем украинском кризисе, где Украина также явилась "кривым зеркалом" России. И обе противоборствующие стороны склонны абсолютизировать относительные и временные сами по себе вещи, причем абсолютизировать религиозно. Пророков и апостолов для одних заменяли деятели того же раскола, позднее революции, для других же те, что героически сражались против революционеров. Не только в 1920-е годы, что было по отношению к большевикам-ленинцам, но и в 2000-е, и в 2010-е приходилось встречать милых пожилых дам, которые с пиететом отзывались о Егоре Гайдаре как кристально чистейшем и честнейшем человеке, которому просто не дали толком ничего сделать… Никакие аргументы к практическим плодам, которые им же самим пришлось пережить в 1990-е, на них не воздействовали. Как не действовали они и на многих верующих коммунистов, искренне преданных своей идее, которую они всю жизнь отстаивали. Тут ничего нельзя сделать, поскольку здесь в самом деле был элемент иррациональной религиозности! Разумеется, если в душе человека не воцаряется мир Христов, то пустоты она не терпит, её требуется чем-то заполнить. Либо пьянками и другими чувственными удовольствиями, либо общественно-политической активностью, но чаще её имитацией уже в постмодернистском варианте, в соц. сетях.

Судьба России – в периодическом, то и дело возобновляемом разрыве между ней самой и Западом, как и между разными течениями внутри страны. От судьбы никуда не уйти? Если не учиться договариваться друг с другом и не стремиться понять друг друга, начиная с ближайших несогласных собеседников, то уж точно нет, не уйти в худшем смысле этого слова.
Tags: история, политика, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments