pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Консерватизм и либерализм в России: оба "от мира сего" или "хрен редьки не слаще"

Не я первый заметил: консервативная модель церковно-общественного устройства рассматривает человека именно под углом зрения "богословия вины" или "богословия греха", а потому "нет власти не от Бога", в том смысле, что безвластие может привести к еще большему злу, хаосу, произволу и беспределу. Эта модель в целом оказывает недоверие человеку. В этой модели есть, конечно, своя правда. Но она почему-то не учитывает и слишком легко не замечает ту очевидную истину, что сами люди власти в не меньшей степени подвержены грехам и ошибкам, чем их рядовые подданные! И даже наоборот: ошибка или преступление рядового человека по своим последствиям никак не могут быть сравнимы с ошибкой или преступным решением крупного руководителя, на котором повязано и от которого зависит множество разных производственных или общественных процессов в масштабе целого государства!
Либеральная модель общественного устройства, наоборот, склонна оказывать или излишнее доверие к любой инициативе, к любому волеизъявлению как отдельного лица, так и разных групп людей, в том числе всяких экзотических меньшинств, или же релятивизировать, а то и ниспровергать всё то, что было проверено многими веками и тысячелетиями (конкретный пример последних лет - в отношении института брака и семьи). Ей неведом принцип Писания "всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). Либерализм хорош тогда, когда в обществе есть внутренний здоровый стержень, не позволяющий выходить за пределы здравого смысла. Но если людям начинает "сносить крышу" в заражающем друг друга умопомрачении, то безграничная свобода непременно оборачивается безграничным деспотизмом (Шигалев у Достоевского), нередко со стороны кого-то из ранее притесняемых меньшинств - религиозных и прочих. В подростковом мире, кстати, это явление также наблюдается. И это путь в не меньший тупик, чем в консервативной модели, только с другой стороны. В любом относительно здоровом обществе либеральное и консервативное течение скорее призваны сосуществовать в динамическом равновесии. Но критерий самой пользы и её установления никак не возможен без живой любви. Если о пользе других судят с позиции голой силы и власти, это тоже тупиковый в итоге путь.
Нет, отнюдь не всем, что в этом земном мире временно и относительно, нужно пренебрегать. Надо просто понимать ограниченность всех этих "измов", в каждом из которых есть своя и правда, и ложь. А на российской почве всякие идеи их последователи были склонны абсолютизировать, к сожалению. Поэтому и нет здорового равновесия между полярными течениями. И тогда получается, что консерваторам от власти приходится тупо запрещать и "не пущать", а революционерам и бунтарям столь же тупо пропагандировать. Впрочем, сознаю, что и моя точка зрения не претендует на всеохватность и может быть по-своему ограничена.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments