pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Консерватизм и либерализм в России: оба "от мира сего" или "хрен редьки не слаще"

Не я первый заметил: консервативная модель церковно-общественного устройства рассматривает человека именно под углом зрения "богословия вины" или "богословия греха", а потому "нет власти не от Бога", в том смысле, что безвластие может привести к еще большему злу, хаосу, произволу и беспределу. Эта модель в целом оказывает недоверие человеку. В этой модели есть, конечно, своя правда. Но она почему-то не учитывает и слишком легко не замечает ту очевидную истину, что сами люди власти в не меньшей степени подвержены грехам и ошибкам, чем их рядовые подданные! И даже наоборот: ошибка или преступление рядового человека по своим последствиям никак не могут быть сравнимы с ошибкой или преступным решением крупного руководителя, на котором повязано и от которого зависит множество разных производственных или общественных процессов в масштабе целого государства!
Либеральная модель общественного устройства, наоборот, склонна оказывать или излишнее доверие к любой инициативе, к любому волеизъявлению как отдельного лица, так и разных групп людей, в том числе всяких экзотических меньшинств, или же релятивизировать, а то и ниспровергать всё то, что было проверено многими веками и тысячелетиями (конкретный пример последних лет - в отношении института брака и семьи). Ей неведом принцип Писания "всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). Либерализм хорош тогда, когда в обществе есть внутренний здоровый стержень, не позволяющий выходить за пределы здравого смысла. Но если людям начинает "сносить крышу" в заражающем друг друга умопомрачении, то безграничная свобода непременно оборачивается безграничным деспотизмом (Шигалев у Достоевского), нередко со стороны кого-то из ранее притесняемых меньшинств - религиозных и прочих. В подростковом мире, кстати, это явление также наблюдается. И это путь в не меньший тупик, чем в консервативной модели, только с другой стороны. В любом относительно здоровом обществе либеральное и консервативное течение скорее призваны сосуществовать в динамическом равновесии. Но критерий самой пользы и её установления никак не возможен без живой любви. Если о пользе других судят с позиции голой силы и власти, это тоже тупиковый в итоге путь.
Нет, отнюдь не всем, что в этом земном мире временно и относительно, нужно пренебрегать. Надо просто понимать ограниченность всех этих "измов", в каждом из которых есть своя и правда, и ложь. А на российской почве всякие идеи их последователи были склонны абсолютизировать, к сожалению. Поэтому и нет здорового равновесия между полярными течениями. И тогда получается, что консерваторам от власти приходится тупо запрещать и "не пущать", а революционерам и бунтарям столь же тупо пропагандировать. Впрочем, сознаю, что и моя точка зрения не претендует на всеохватность и может быть по-своему ограничена.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments