pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Тонкий звук тишины..."

Пророку Илии было после разных его подвигов и злоключений предложено: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар 19:11-12).
"Веяние тихого ветра" - дословно קול דממה דקה, после которых слов "и там Господь" нет, но просто - "и вот". В славянско-греческой версии "глас хлада тонка" (φονή αύρας λεπτης). В еврейском оригинале - скорее "тонкий звук тишины".

Значит, Господь может присутствовать хотя и везде, и в буре (как Он открылся Иову), и в огне, и в землетрясении (как было откровение Моисею на Синае), но здесь каким-то особым образом, раз это последнее присутствие противопоставляется прочим, более привычным для людей того времени и для самого пророка. Илия весь сам - громометатель, низводитель огня, беспощадно истреблявший пророков чужих богов. Но его ревность вызвала лишь ответную злобу царицы Иезавели, которая была полна решимости с ним расправиться, да и после миссии Илии в том самом регионе (Галилея, Самария) поклонение иным богам нисколько не ослабевало, а скорее наоборот, о чем повествуют разные библейские книги. Силовые методы в утверждении истины никогда прочных плодов не приносили.

Христос в известном древнем гимне, до сих пор поющемся на каждом вечернем православном богослужении, назван "Свете Тихий". Вряд ли указанный библейский эпизод послужил источником этих слов, хотя близость, почти до совпадения, довольно ясная. Но у Исайи, например, тоже пришествие Мессии прозревается в том плане, что Он "не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине" (42: 2-3). Конечно, Иисус не всегда только кротко молчал, Он мог и обличить весьма резко и в том числе "огненно". Но когда двое из ближайших учеников вспомнили про Илию и вдохновились его примером, когда шли через самарянское селение, где их не приняли (опять-таки, по территории, где когда-то странствовал Илия!), Иисус просто запретил им.

Очень часто лучше молчать и быть в тишине, чем метать обличительные проповеди. Ревность о чистоте веры бывает уместна, но отнюдь не в тех методах ее осуществления, которыми руководствовался Илия. Но его понять тоже следует в том плане, что все эти лжепророки поддерживались высшей царской властью, развращавшей народ. Власть во все времена склонна слушать не столько правду, сколько то, что ей бы хотелось слышать, особенно власть централизованная, абсолютно-монархическая. Поэтому лжепророки часто могли удобно и безбедно устраиваться под её прикрытием и покровительством, тогда как пророки, заботившиеся только о том, чтобы возвещать волю Господа, обычно бывали гонимы.
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments