pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

В чем изменилась РПЦ за последние десятилетия?

Диакон Андрей Кураев любит повторять, что изменился не он, но изменилась церковь - он в 1980е приходил в другую церковь, нежели та, что существует теперь.
Я согласен с этим, с одним лишь уточнением - мы все тоже в чем-то меняемся, и это нормально и неизбежно, поскольку мы развиваемся. Конечно, д. Андрей с тех пор изменился. Но церковь изменилась, увы, не в том плане, в каком предполагается развитие каждого из нас в положительном смысле.
И вот что хочется добавить, и уточнить в связи с этой темой. А вы, читатели, попробуйте подтвердить или возразить, верны ли эти наблюдения?

Изменения касаются прежде всего выбора молодежи и расстановки приоритетов. Хотя сам этот изменившийся выбор уже обусловлен теми переменами, которые шли, начиная с конца 1990-х годов, когда в разных сферах церковной жизни уже "закручивались гайки".

Куда шла новообращенная молодежь в 1980-х? Шла в церковную среду, часто совсем не думая о личном благополучии и о развитии карьеры. Отсюда в те годы еще Советской власти можно было запросто встретить дворника или церковного сторожа с высшим образованием, и даже не одним. Потом подобные люди становились священниками. Общий романтический настрой располагал к некоторому подвижничеству, службе по 4 часа или больше на всенощной под праздник или воскресенье, к молитве в только что начатом восстанавливаться храме при плохом отоплении или вовсе без него в разгар лютых морозов... Помню время, в середине 1990-х, когда в одном из таких московских приходов была комнатка, где отдыхали все священники, включая настоятеля, а к ним могли присоединиться, если место свободное, и кто-то из пономарей или певчих, в результате получалось по известной поговорке "в тесноте, да не в обиде". А уже году в 1997-м настоятель получил отдельный кабинет, а вскоре и другие священники по келье каждому. Но общее повышение уровня жизни каждого служителя совсем не влекло повышение же уровня отношений между собой. В лучшем случае оно оставалось прежним, как в том приходе, а во многих других, наоборот, пропорция скорее становилась обратной.

Все 1990-е для РПЦ - эпоха массового призыва к священнослужению множества верующей молодежи, чаще всего без всякого образования. Из-за этого многие священники по недомыслию или ревности не по разуму, конечно, "наломали дров". Отсюда появилась острая проблема "младостарчества" и прочие совсем уж не приятные вещи. Но в те годы, или в предыдущие 1980-е, все-таки выдвигались яркие личности, проповедники, вокруг которых затем образовывались приходские общины. Из столичного духовенства среди них можно выделить целую серию, пусть даже далеко не все мне близки сейчас по взглядам. Это оо. Александр Борисов, Георгий Кочетков, Аркадий Шатов (сейчас еп. Пантелеимон), Владимир Воробьев, Валентин Асмус, Дмитрий Смирнов, Артемий Владимиров, Георгий Чистяков, Владимир Лапшин, тот же диак. Андрей Кураев... Роковое разделение началось года с 1994-го, когда не сверху, а как раз в этой среде "среднего духовенства" началась борьба за то, кто будет православнее и благочестивее. К сожалению, среди вышеперечисленных священников одни начали "наезжать" на других, используя в том числе апелляции к священноначалию и призывая административный ресурс (кто-то помнит пресловутую конференцию "Единство Церкви", устроенную в ПСТБИ в ноябре 1994 года?). Десятилетия спустя и эти самые священники почувствуют ту удавку, которую сами же себе в те годы приготовили! С благими, как им тогда казалось, намерениями.

И вот теперь, если сравнить с теми временами 25-30 лет назад, куда стремится сейчас молодежь, после вхождения в церковно-приходскую среду или обучения в семинариях? К приходскому служению священника - существенно меньше. Либо есть осознание, что лучше оставаться мирянином, не подступая близко ко всяким церковно-приходским или епархиальным "подводным" камням или течениям, либо, наоборот, есть стремление войти в Систему, причем в администрацию, и занять там побыстрее хорошие и удобные посты. Лучше всего - близ правящего епископа. Поэтому становятся иподиаконами, келейниками, секретарями, референтами; кто может, параллельно подрабатывает пономарями, чтецами или певчими. Некоторые идут в "чистую" богословскую науку, которая никакой погоды в общецерковной ситуации вообще не делает, но пусть так - пусть будет небольшой междусобойчик единомышленников или узкий круг интеллектуалов. Соответственно, сейчас среди нового поколения духовенства нет, быть может, тех "косяков" и "заносов", которые могли быть в 1990-е, но нет и тех ярких личностей, вокруг которых могли бы образовываться общины или братства (при всех возможных сбоях или сектантских уклонах в некоторых случаях). Но тогда это лишь означает, что то самое "требоисполнительство", против которого либо возмущались, либо о нем отзывались пренебрежительно, не только не устраняется, но лишь еще больше будет усиливаться, превращая РПЦ в более ярко выраженный комбинат потребительских услуг. Против чего боролись, то и утверждаем?...
Tags: жизнь церковная, история, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments