pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про "энергетизм" Святейшего патриарха

Это высказывание вызвало разные споры:

"-- Когда в храмах люди молились Богу, они передавали свою энергию небу и получали ответ. Даже если человек не верит ни в небо, ни в душу, ни в молитву, но у него остается что-то в сердце, то, войдя в храм, он понимает, что это помещение отличается от любого другого. Здесь есть некая энергетика, как сейчас говорят, некая сила, а мы знаем, что это за сила."

Диакон А. Кураев опасается, что
"Оккультная пропаганда много мощнее и эффективнее, чем патриаршая проповедь. Поэтому заимствуя ее язык и тезисы, патриарх лишь затрудняет обретение христианского мировоззрения носителями оккультного вируса. Не стоит потакать оккультным низам."
Думаю, что опасаться надо не столько этого - в конце концов, патриарх пытается говорить на общепопулярном светском языке, где подобные выражения весьма распространены, и этого его право. Если они распространены и в оккультизме, это ведь еще совсем не значит, что общество в целом заражено оккультизмом, хотя отдельные его элементы, увы, уже давно составляют часть ширпотреба, задолго до данных произнесенных слов патриарха. Более серьезная проблема мне видится в следующем.

Не только среди светских людей, но и среди многих православных распространено своего рода религиозное потребительство, выражающееся в поисках "благодати" на православном языке или "энергетики" на светском. Православные здесь по сути совсем не отличаются от тех, кто приходит в храмы или приезжает к святым местам, чтобы "подзарядиться" энергиями. К сожалению, Христос здесь как правило совершенно не при чем. То есть, на словах Он, конечно, на одном из первых мест, а по сути... Не Он нужен, а что-то получить от Него. Ну типа того, что "Вы ищете Меня не потому, что видели знамения, а потому, что поели хлебов и насытились" (Ин. 6: 26). В нашем случае люди ищут не столько Христа, сколько "благодати" или этой самой "подзарядки". И в ответ на эти искания, коли на них есть спрос, - наша современная церковность делает соответствующие предложения. Устраивает многочисленные церемонии с разными святыми мощами и прочими реликвиями, зачастую весьма сомнительного происхождения, типа "даров волхвов". То есть, такое массовое религиозно-обрядовое потребительство не только поддерживается, но и активно эксплуатируется. Вот это уже гораздо серьезнее. Слова сами по себе могут мало что значить, а вот практическое их применение - другое дело.
Эту проблему мне уже приходилось затрагивать в заметке "Об охотниках за благодатью" (очерк включен в книгу "Торжество и нищета православия").

""Все мы бываем так или иначе таковыми охотниками за благодатью и одновременно беглецами от действительности. В том числе и от самих себя. Одни бегут от нее в творчество, в кипучую организаторскую или предпринимательскую деятельность, другие ударяются в пьянство и наркоманию, третьи предаются всевозможным чувственным утехам и острым ощущениям… И все ради самоутверждения или поисков комфортного самоощущения. И многие православные, чаще всего озабоченные бегством за благодатью, или, выражаясь более высоким языком, заимствованным от свв. отцов, обожением, вряд ли составят здесь исключение.

Обожение, благодать… Какие замечательные сами по себе слова, но как иногда они могут быть профанированы и опошлены! Не только употреблением их, но и самим поведением тех, кто руководствуется этими благими целями. Приходилось слышать грустное и ироничное мнение, что люди в погоне за Божией благодатью готовы передавить друг друга. В самом деле, разве не это самое происходит как минимум раз в год в большинстве храмов при раздаче крещенской воды!? Вообще, ради достижения комфортного самоощущения, пусть даже иллюзорного и недолговечного, любой человек, независимо от его веры или мировоззрения, готов на многое – на вынужденные временные самоограничения, на долгий и упорный труд, в лучшем случае, а то и на шествие по головам и трупам ближних, в худшем. Однако, священномученик Ириней Лионский иронично замечает:

“Как же будет Богом, кто еще не сделался человеком? Как будет совершенным только что произведенный? Как бессмертным, кто в смертной природе своей не послушался Творца? Ибо надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией. Не ты творишь Бога, но тебя творит Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки твоего Художника, все делающего в надлежащее время, — в надлежащее именно относительно тебя, предмета Его творения. Предоставь же Ему твое сердце мягкое и покорное и соблюдай образ, который дал тебе Художник, имея в себе влажность, чтобы огрубевши тебе не утратить следов перстов Его. Соблюдая свой состав, ты достигнешь совершенства, ибо художество Божие скроет глину в тебе. Его рука образовала твое существо; она обложит тебя изнутри и снаружи чистым золотом и серебром и так украсит себя, что Сам «Царь возжелает красоты твоей» (Пс. 44.12). Если же ты, тотчас загрубев, отвергаешь Его искусство и оказываешься неблагодарным к Нему за то, что ты создан человеком, то чрез свою неблагодарность ты зараз лишаешься и Его искусства и жизни твоей. Ибо творить свойственно благости Божией, а быть тварью есть свойство человеческой природы. Посему, если ты отдашь Ему твое, т.е., веру в Него и повиновение, то примешь Его искусство и будешь совершенное дело Божие” (Против ересей, кн. IV, гл. 39).

Итак, первое необходимое условие для стяжания благодати, - учиться быть человеком в рамках минимального общечеловеческого требования, в Библии известного как “золотое правило” и выраженного в словах “не делай другому, чего не желаешь себе самому” или “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Неверному в малом, по Евангелию, кто же даст большее, то есть ту самую благодать, превосходящую естественные человеческие силы?""
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments