pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Из статьи 2007 года

...Люди, стремящиеся к власти в Церкви, бесспорно, по-своему образованы и талантливы, и они про себя это знают. Когда требуется, они могут подавлять свои эмоции и стремления, и даже внешне выглядеть вполне послушными и смиренными. Эта та самая «гордость смиренных», которую обличал Н. Бердяев. Ради достижения своих честолюбивых целей они готовы многим пожертвовать в личном быту. Но они с большим трудом могут терпеть тех вокруг них, кто еще более способен и талантлив, перед которыми они начинают ощущать комплекс неполноценности, если не заурядную зависть. В таком случае власть, внешние регалии, награды и высокие должности для них – своего рода психологическая компенсация и способ самоутверждения. Но эта компенсация требует постоянной подпитки. Духовное лицо, получившее власть не как бремя служения и крест, который надо нести, сораспинаясь Христу, а как более психологически комфортный для него способ жизни, не удержится в равновесии на достигнутом высоком посту. Оно будет постоянно, еще и еще, требовать к себе знаков внимания, почтения и лояльности – разумеется, под предлогами соблюдения «порядка», «церковной дисциплины» ради общего дела или указания недостатков подчиненному. Когда у него, не дай Бог, кто-то не возьмет благословения из ближайших подчиненных, это будет воспринято чуть ли не как личное оскорбление…
Если такое лицо не способно по-христиански прощать и любить, оно не будет вызывать у его окружения ответной искренней любви, а будет провоцировать лишь страх, зажатость, и, как следствие, неискренность, человекоугодие и подхалимаж. Разумеется, среди подчиненных обязательно найдутся те, кто будет превозносить данного служителя и все его положительные стороны, которые, конечно, существуют. А тех, кто станет откровенно высказывать критические замечания, будут постепенно оттеснять или изгонять из прихода (епархии). И всегда в подобных ситуациях появятся люди, стремящиеся к манипуляции доверием или недоверием данного духовного лица, к доносительству, наушничеству и прочим малосимпатичным вещам. Которые станут сводить счеты с неугодными оппонентами, используя власть и внешний авторитет руководителя, а свою близость к настоятелю или архиерею будут использовать для собственного самоутверждения, влияния и давления. Сам же высокий сановник, так или иначе чувствуя все-таки неискренность и натянутость в отношениях с ему подчиненными, все больше станет ощущать свое одиночество. Не имея любви к ним или, в крайнем случае, любя и симпатизируя только тем, кто выражает ему личную преданность не за страх, а за совесть, и по-неволе испытывая тягость от такого положения, он станет бежать от самого себя и от возникающих невеселых сомнений и раздумий хотя бы во внешнюю кипучую деятельность, богослужебную или церковнообщественную. Например, есть настоятели или архиереи, готовые много дней подряд, не одну неделю, каждый раз служить Литургию. Но если бы это их хоть как-то преображало и одухотворяло! Нет, иной раз видишь: отец/владыка и во время службы раздражен и резок, и после причастия все тот же… Или, сколько всяких крестных ходов организуется, поклонений иконам и мощам, паломничеств, конференций, съездов, освящений, строительств, встреч разных делегаций, куда собирают либо все духовенство епархии (округа), либо по очередной разнарядке. Разумеется, для людей с «административным восторгом» - очередное поле деятельности, либо для выслуживания перед вышестоящим начальством, либо ради ухода от себя самого. Надо ли говорить, что жизнь, как внутри-, так и внецерковная, не облагораживается и не преображается от всего этого? Притом, что отдельным рядовым верующим, бесспорно, такие мероприятия принесут и новые впечатления, и определенный духовный заряд, но ведь все это можно устраивать в гораздо более спокойном и мирном духе, без администрирований и демонстраций-массовок в стиле недавнего советского прошлого!

Так утверждается административно-командная система, паразитирующая на духовной жизни Церкви и фактически затмевающая истинную Церковь Духа Святого как ее двойник, по мысли Сергея Фуделя. Слова Евангелия обращены к личности и к братской общине: именно, будучи живым человеком в связи с окружающими братьями и сестрами во Христе, для него возможно духовное возрастание с выработкой терпения, смирения, прощения, снисхождения к немощам ближних, сострадания и любви к ним. Но это никак не возможно в системе. Церковь возрождает грешника, система его портит и развращает. Церковь учит прощать обидчика и врага, система не прощает ничего; не прощает даже мелкие ошибки по недоразумению, без злого умысла. Церковь учит принимать любого приходящего человека таким, какой он есть, прежде чем помочь ему подняться выше, чем он есть. Но люди системы не способны к этому – они принимают людей лишь по принципу выгоды или целесообразности, полезности: этот жертвователь, тот сотрудник мэрии, а тот сочувствующий журналист; надо им уделить больше внимания… Здесь постоянно господствует лицеприятие. Отсюда – вольное или невольное заигрывание и потакание светской власти, от которой есть шансы что-то получить. Перед сильными «мира сего» люди системы умеют подавлять свои эмоции и страсти, могут казаться воспитанными, культурными и любезными. Но все моментально меняется, когда они оказываются в своем тесном церковном кругу – подчиненные им могут непрестанно страдать от их невыдержанной распущенности, и только очень немногие, от природы покладистые и смиренные, могут утихомирить их и отчасти смирить своим смирением! Церковь видит в каждом личность по образу и подобию Божиему, член, без которого не могут обойтись другие члены того же Тела; система – лишь «штатную единицу», где «незаменимых нет», как еще говаривал тов. Сталин.

Усилению всех этих темных сторон способствует еще одна черта, кроящаяся в определенном типе богословствования. Церковь хранит полноту духовной истины в этом мире; епископ – голос или рупор Церкви. Все, что вне Церкви – ложь и обман, суета или иллюзия в лучшем случае. При этом вовсе не принимается во внимание, что же все-таки есть сама Церковь – наличная совокупность тех, кто называет себя православными, иерархическая административная структура с ее каноническими территориями, или все же что-то несравненно более высшее, границы которого в нашей жизни четко неопределимы ? И где источник истины в Церкви, если каждый, в ней пребывающий, независимо от его иерархического положения, может погрешать и ошибаться, причем ошибались и целые соборы епископов? Только Дух Святой вместе с Христом являются источником истины. «Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Но может ли кто с уверенностью о себе сказать, что он действительно постоянно слушает голос Христов, а не просто «слышит» его и не подменяет слова Христа своими собственными соображениями? Здесь всегда есть тонкий и опасный момент отождествить себя самого и свои взгляды с церковной истиной – но отсюда один шаг до антихриста, до нетерпимости и деспотизма Великого Инквизитора в Церкви! Все уже заранее известно и решено – раз епископ решил, значит, на то воля Божия!
(Анатомия властолюбия и любоначалия. Из книги "Торжество и нищета православия").
===================================================

Свежий материал на эту же тему в качестве иллюстрации:
http://diak-kuraev.livejournal.com/1273102.html
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments