pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Об относительности утверждений Писания

Эта тема прямо продолжает тему относительности понимания греха. Далеко не все мысли и призывы Писания имеют для нас абсолютное и универсальное значение. До Христа для древних евреев одним из главных «догматов», прописанных в Торе, было постановление об обрезании. Тогда оно воспринималось для них безусловным, абсолютным и вечным, а нарушение его – безусловным грехом. Оно и сейчас является таковым для иудеев. Но апостол Павел настаивал, чтобы греков и римлян, приобщавшихся к общине уверовавших во Христа как истинного Мессию, принимали без совершения этого обряда, который фактически заменило крещение. По этому поводу в первые десятилетия в новообразованной Церкви шла нешуточная и даже ожесточенная полемика, в которой победила открытость и универсализм апостола Павла, а не ригоризм его оппонентов, ревнителей Закона. Ещё более яркий пример связан уже с самим Христом. Который то и дело нарушал в глазах ревнителей Торы заповедь о соблюдении Субботы, поскольку исцелял разных людей от их болезней в субботний день.

В представлениях о соблюдении субботнего покоя господствовало мнение, не подвергавшееся сомнениям и казавшееся очевидным, что совершать исцеления в Субботу можно было только над больным, которому грозила немедленная смерть. Однако, ни человеку с сухой рукой, ни скорченной женщине, ни расслабленному при Овчей купели смерть не грозила, и можно было бы спокойно дождаться окончания дня, захода Солнца, и после этого уже с полным правом приступать к активной работе. Но Иисус показывает, что если нуждающийся человек страдает и ему требуется помощь, то эту помощь надо оказывать здесь и сейчас незамедлительно, а не ждать хотя бы несколько часов до окончания субботнего дня. Однако, в глазах религиозных оппонентов Он выглядел жутким грешником и святотатцем, нарушителем 4-й заповеди. Иисус, таким образом, предлагал абсолютное восприятие заповеди о любви к ближнему, не взирая на дисциплинарные субботние ограничения, но такое восприятие в его современников практически не вмещалось.

В книге Второзакония сказано, что проклят всякий, повешенный на дереве (21: 23). Во времена Христа это была самая унизительная и позорная казнь. И Христос, по словам апостола Павла, сделался за всех нас грехом (2 Кор. 5: 21) или клятвой (Гал. 3: 13). Тот Мессия, которого тогда ждали многие израильтяне, включая ближайших учеников Иисуса, оказался распятым, что было совершенно не представимо никому в то время. Даже у пророка Второисайи (Ис., гл. 53), где есть прозрение о Мессии страждущем, ничего не сказано о Его повешении на дереве! И тогда легко объяснимы и страх, и недоумения, и разочарования учеников Христа, которые все рассеялись, потеряв всякую надежду. Они не могли подозревать то, что поняли впоследствии: то, что считалось тяжким проклятием перед Богом, оказалось величайшим благословением всему миру! Крест как орудие пытки, поношения, жесточайшего унижения и проклятия, стал главной иконой любви для христиан. Но это же имеет особое значение для каждого, кто чувствует сегодня отверженность, покинутость людьми или даже Богом: во время боли не знаешь, куда деваться, но ощущения богооставленности или проклятия, таким образом, только кажущиеся или просто ложные. Боль не всегда позволяет сохранять трезвость духа и здравый смысл, но и в этом всё равно остаётся непобедимая надежда. Боль, какая бы ни была она нестерпимой, не будет вечной, и «сеющие слезами с радостью пожнут».

Нам, как я уже писал, не на что опереться, как на наши собственные чувства и соображения. Тем не менее, стоит помнить, что время от времени эти чувства могут подводить, поскольку иногда они обманчивы. Это часто может быть в отношении разных людей. Но тем более это может случаться по отношению к невидимому Богу! Прочувствовать, что Бог есть воистину Любовь – важный дар от Самого Бога при обретении веры. Без этой внутренней уверенности, что Бог есть Любовь, всё Писание воспринимается совершенно иначе, одни и те же слова и короткие фразы. И тогда одни люди становятся жесткими или даже жестокими, еще более жесткими и жестокими, чем они были до обращения в эту версию веры, не действующей и не вдохновленной любовью, а другие совершенно справедливо такую веру вообще отвергают. Мы знаем по повседневному опыту общения с ближними, что имеет значение не только сами слова, но и интонация, выражение лица и вообще некоторые невербальные признаки. Тем более важно улавливать «интонацию» Божьих слов, а не только их смысловую плоть. Иисус знает нашу природу, нашу немощь и определенную глухоту к Его словам. Знает и то, что наше собственное настроение и его изменчивость и непостоянность может воздействовать на восприятие и понимание Его слов. Поэтому Его замысел в том, чтобы мы не шли к Нему в одиночку, не постигали Его, замыкаясь на себя, но чтобы составляли единую общность в Нем, единый организм, то есть Тело или Церковь, тем самым дополняя друг друга, поправляя и помогая взаимно на нашем общем жизненном и духовном пути. Но в нашем современном крайне атомизированном и раздробленном обществе нелегко найти церковное общение по существу. Совсем не обязательно может быть Церковь в подлинном евангельском смысле там, где купола блестят. Этого церковного общения приходится нередко долго искать и добиваться. Как и искать и добиваться познания воли Божией. Которая вовсе не ставит какие-то жесткие рамки для наших действий, а скорее ставит задачу – как наилучшим образом умножить свои таланты, добиться наилучшего результата и исполнить главную заповедь о любви в каждом конкретном случае. Впрочем, кто-то из мудрых людей в разное время отмечал, что все заповеди нам даны не столько, чтобы мы их исполнили, сколько для того, чтобы поняли, что своими силами их исполнить не можем… В одиночку уж точно нет!
Tags: библия, писание, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments