pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Относительность счастья (еще из череды банальностей)

«Что счастие? Короткий миг и тесный…» (А. Блок).
И насколько это понятие может по-разному восприниматься.
Решающей здесь опять-таки будет позиция наблюдателя – того, кто это счастье испытывает.
Тот, кто не видел многого в жизни или же стал лишен многого, может испытать счастье от самой незначительной мелочи, на которые большинство людей не обращают никакого внимания. Или если обращают, то далеко не всё время. Возьмём заключенного, сидящего в одиночной камере не один год. Для такого человека будет счастливым мигом просто пройтись по свежему воздуху и увидеть солнце, голубое небо, деревья вокруг, лица разных людей, помимо одних и тех же надзирателей или конвоиров… Для тех, кто отбывал срок в сталинских или фашистских концлагерях, были минуты счастья, когда удавалось поспать лишние минуты, тем более, часы. Или наесться посытнее… Так много ли для счастья надо человеку?

Вопрос риторический. Ответ на него «нет» будет в прямой зависимости или от не имения человеком никаких благ, или от не привязанности к ним. И наоборот, чем больше человек чего-то имеет, тем больше ему, как правило, хочется и тем больше разных факторов могут определять его счастье (часто при этом кажущееся). Аппетит, так сказать, приходит во время еды. Разумеется, счастье – внутреннее достояние. Оно может определяться внешним положением человека, но особым образом, ибо менее всего оно зависит от изобилия внешних благ (кстати, и талантов тоже, и духовные блага здесь не составят исключение). И оно не возможно без благодарения, а благодарения Бога в самом деле достойна каждая мелочь. Мы отвыкли ценить мелочи, поскольку привыкли к ним самим. Можно привыкнуть переносить что-то неприятное, приспособиться к чему-то плохому, в чем мы сами не участвуем, но изменить к лучшему, однако, это не можем. В таком случае – «привычка свыше нам дана, замена счастию она» (А. Пушкин). Но есть, безусловно, и дурные привычки. Есть и нейтральные. Из наблюдений за всем этим можно выработать важный подход: напоминание себе о том, что мы часто находимся в плену разных привычек, чаще всего дурных или нейтральных, и поэтому наше сознание притуплено, полусонно, наша живость восприятия завяла. Что же может их оживить? Только любовь и Святой Дух. Любить и быть любимыми – самое главное в том счастье, за которым люди, бывает, что гонятся, но его не получают, поскольку гонятся за призраками. От нас, впрочем, не зависит действие Святого Духа, когда и как Он нас оживит, но что от нас в самом деле зависит – это помнить об этом и как можно чаще желать этого оживления. Тогда «если долго мучиться – что-нибудь получится».

Да, и в евангельском смысле счастье - это блаженство.
"Счастливы те, кто беден для Бога. Царство Небес - для них" (перевод В. Кузнецовой).
Последняя заповедь блаженства (Мф. 5: 11) вообще не вместима и не постижима для обыденного сознания - как можно радоваться и веселиться, когда тебя гонят, преследуют, обливают грязью? Но с точки зрения Бога именно эти люди счастливы, когда они обращены ко Христу, даже если они не всегда это сами понимают.
Tags: размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments