pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Патриотическая тоска" против "либеральной тоски"

Илья Забежинский написал у себя в Фейсбуке:

"Вот только, знаете, не от ветра главы своея. А с точки зрения православного нравственного богословия. Разъясните мне, пожалуйста.
Чем неизбывная Великорусская патриотическая тоска по величию государства Российскаго (как мне тут объяснили, тоска духовная) отличается от не менее неизбывной либеральной тоски по чистым подъездам, балконам в цветочках, улыбающимся продавщицам, вежливым полицейским и пр. и пр., в общем, по комфортнейшим и приятнейшим западным стандартам жизни человека (как мне там же объяснили, тоски по колбасе).
Только, пожалуйста. Из нравственного богословия. Чем же все-таки?"


Боюсь, что православное нравственное богословие еще не "переварило" подобные слишком свежие для него темы. Но предположу, что среднестатистический и условный либерал ответил бы примерно следующее:

"Тоска по величию уже проявляла себя в разных катаклизмах, грандиозных свершениях, при которых миллионы не согласных с ними (или не вполне согласных) обрекались на уничтожение как классы, как "чуждые элементы" (в лучшем случае на оттеснение), тогда как тоска по комфорту и уютному быту не претендует на вселенские масштабы, но вполне согласна с тем, чтобы в ничье личное пространство не влезали с разными преобразованиями."

Правда, многое зависит тут от степени этой самой тоски.
И иногда от крайностей, куда эта самая тоска может завести.
Недавний украинский пример показал, что хрен не слаще редьки. Одна часть украинцев, затосковав, решила всеми силами рвануться "в Европу", другая пребывала в сходной с многими россиянами тоске о былом величии и уж совсем не желала разделять тоску с первыми. Ну и шарахнуло...

В таком случае попробую с христианской точки зрения выразить и обозначить следующую проблему. Если эта самая тоска (не важно при этом, либеральная она или патриотическая) где-то дремлет в уголках души, это вполне нормально и по-своему неизбежно. Мы все земные люди-человеки, наша реакция на все разные события во многом была и будет человеческой при всём духовно-богословском её оформлении или прикрытии собственной наготы разными опоясываниями. Земные ценности могут быть у каждого свои, предпочтения и вкусы, соответственно, тоже, о которых бесполезно спорить. Все эти вещи относительны, в каждой можно найти свои плюсы и минусы, свои за и против. Но вот когда начинают любые относительные вещи абсолютизировать и придавать им религиозную окраску, - тут и начинаются главные проблемы, вплоть до целых геополитических катастроф.

Российский (и с ним украинский) парадокс в том, что внешние силы (Запад, США), при всех своих интересах, не всегда в пользу России, меньше всего имеют отношение к нашим собственным проблемам. Наши собственные проблемы были и продолжаются 1) от неодинаковой позиции, от неодинакового отношения к тому же Западу или США, а следовательно, и от неодинакового видения перспективы на будущее, от неодинаковой концепции стратегии развития; 2) от хронической раздробленности общества, а вместе с ним и элит, и как следствие, неумения договариваться между собой по основным проблемам и ближайшим целям развития; 3) от той же абсолютизации относительного, когда российское общество вроде по форме стало секулярным, но по сути религиозную окраску приобрели некоторые чисто земные и мирские ценности, будь то державно-патриотические или либерально-демократические. Одни видят в западных странах пример для подражания, другие категорически его отвергают, хотя сами пользуются и компьютерами, и мобильниками с планшетами, и автомобилями иностранного производства. Но точно так же около 100 лет назад религиозную ценность приобрело построение справедливого общества на коммунистических началах. А в начале 1990-х - вера, что "рыночная экономика" решит все проблемы (я до сих пор встречаю почтенных дам, даже церковных, которые буквально с пиететом отзываются о Егоре Гайдаре и утверждают, что ему просто не дали ничего сделать, что он так мало пробыл у власти как инициатор известных реформ и т.д.).
Ну и в те же 1990-е разве не было у многих православных неофитов веры, что РПЦ - единственная сила, которая знает, как надо выходить из кризиса?..

Есть только одна абсолютная ценность, которая и в личных, и в общественных масштабах способна преобразовывать людей, но она, как правило, не заметна. К тому же и уязвима перед насилием.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (др. вариант - "не ведет счет злу"), не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1-е Коринфянам, гл 13).
Tags: жизнь, люди, политика, размышления
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments