pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О святости и святых.

После праздника Троицы всегда следует Неделя Всех Святых, как названо следующее воскресенье после Пятидесятницы. Вполне логично: плод действия Духа Святого в истории, начиная с общины первых апостолов, - это святость людей и святость Церкви, при которой на Земле продолжается дело Христа. Но сам смысл этого слова "святость" претерпевал немалые изменения в истории. Изначально святость понималась как отделенность вместе с посвящением Богу. Первые христиане все назывались "святыми" просто уже по факту принадлежности к церковной общине. Это потом уже, гораздо позднее, святые стали восприниматься как какие-то "небожители", "земные ангелы и небесные человеки", полу-боги, из которых потом составился целый "пантеон", а заодно и "аптека" для потребительских народных нужд, - в каких случаях кому молиться.

В этом пантеоне 2000 лет после рождения Церкви в самой многочисленной из поместных церквей особое место заняла, к примеру, блаженная Матрона. Однако, в главных песнопениях, посвященных празднику Всех Святых (тропаре и кондаке), говорится только о мучениках! Кровь первых мучеников стала воистину семенами Церкви, при которых она расширялась и росла, как на дрожжах, первые столетия гонений. Но кто, к примеру, сейчас даже из православных со стажем знает и почитает таких древних мучеников, как Гервасия и Протасия (именем которых, к примеру, названа одна из центральных церквей Парижа)? или Фелицату с Перпетуей? или мученика Лаврентия? И даже такие самые известные мученики, как Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Ириней Лионский весьма меркнут по сравнению со многими последующими святителями-архиереями или преподобными. По Типикону никому из них не полагается всенощного бдения, разве только изредка в отдельном храме, имеющем редкое посвящение типа Девяти мучеников Кизических, раз в год им совершается праздничная служба. А вот святым, так сказать, из "церковной аптеки" праздничные службы совершаются на практике повсеместно! И еще, впрочем, мученикам и мученицам, чьи имена популярны и распространены (Екатерина, Анастасия, Георгий, Ирина, Варвара и др.) Их имена регулярно пишут в записках, подаваемых на молебны (в их числе, разумеется, Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, великомученик Пантелеимон, но сюда вдруг почему-то попал древний мученик Антипа Пергамский, упомянутый в Апокалипсисе, - ему, видите ли, от зубной боли молятся!).

Сам смысл святости и её восприятие со временем также весьма сильно изменялись. "Воля Божия есть освящение ваше", "призвал вас Бог не к нечистоте, но к святости" - весьма простые рекомендации Писания. Впоследствии стали подчеркивать грешность и никчемность рядовых членов Церкви в противовес особой касте "посвященных" и, тем более, официально канонизированных святых. При этом критерии канонизации становились весьма своеобразными. Например, в Византии в порядке вещей канонизировали всех императоров, если только они не были еретиками. Но и сам праздник Всех Святых имеет изначально довольно забавную историю! Император Лев Философ или Лев Мудрый, автор некоторых богослужебных дошедших до нас текстов (евангельских стихир, в частности), жил и правил в Византии в конце VIII - начале IX века. У него была любимая жена Феофания, которая рано скончалась, судя по всему, от какой-то болезни. Лев захотел построить храм в честь неё. Использовать своё служебное положение, в общем. Но этот шаг как-то не очень был воспринят и одобрен, даже несмотря на его абсолютную власть как императора. Он это почувствовал и решил тогда назвать храм в честь Всех Святых, рассудив, что если его любимая Феофания перед Богом свята, то да будет причислена ко Всем Святым (см. Синаксарь Цветной Триоди на данный праздник). Его жена впоследствии в самом деле была причислена ко святым официально, её память 16/29 декабря.

Несмотря на кажущуюся курьезность, здесь, как ни странно, произошел некоторый возврат к первоначальному понятию и восприятию святости. Святой - обыкновенный человек, как все, и подчас ничуть не лучше может быть по жизни, чем многие другие. Но он прежде всего может быть кем-то очень сильно любим, и о нем совершается, во всяком случае до официального прославления, усердная церковная молитва! Если же при жизни человека его не любит никто, таковому в самом деле будет трудно войти в Царство Божие. Вообще, если ничто нечистое не войдет в Царство Бога, то в это же Царство войдут только святые. И это означает, что каждый из нас призван реально к этому состоянию, и это не просто фигура речи. Другое дело, что известные и признанные святые в истории Церкви - лишь малый слой всех святых, которых знает Сам Бог. Поэтому праздник Всех Святых - в самом деле праздник для каждого из нас. И своего рода напоминание, что мы не только призваны к святости, но уже отчасти можем являться таковыми в определенные моменты жизни, только этим не надо хвалиться, но скорее благодарить Бога за такую милость. Далеко не все прославленные святые являли кроткий и по-настоящему христианский нрав. И канонизация ряда и византийских, и русских святых, происходившая в том числе по политическим мотивам, может иной раз вызывать сейчас недоумения и споры. Но в этой черте, как ни парадоксально, нет худа без добра. Если считается, что Андрей Боголюбский, Иосиф Волоцкий, Александр Невский, при их реальных не только заслугах, но и существенных недостатках и изъянах в их личном благочестии, всё-таки вошли в Царство Божие и спаслись, то тем более многим нашим современникам, и не обязательно по виду и исповеданию православным, светит реальная надежда. Даже благоразумный разбойник, в последний момент покаявшийся и воззвавший ко Христу, в православной традиции подчас изображается на боковых вратах при входе в алтарь! Но никаким православным он не был.

Хотя, с другой стороны, тот факт, что в РПЦ не канонизированы до сих пор отец Александр Мень или митр. Антоний Сурожский, тоже может вызывать у некоторых сожаление. Увы, процесс канонизации бывает связан с определенными преобладающими запросами активной части общества, не обязательно его лучшей части, и тут опять-таки от политики и от соображений "как бы чего ни вышло" совсем не уйдешь... Понятно, что иной суд человеческий, и иной - Божий.

С праздником, дорогие читатели!
Tags: богослужение, жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments