pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О чудесах и чудесном в нашей жизни

Статья писалась для одного журнала, где и опубликована. Там текст отредактирован и подсокращен, здесь я помещаю исходный неотредактированный текст.
В экстремальных и стрессовых ситуациях люди склонны возлагать надежду на чудесное вмешательство Бога. Но не все это вмешательство получают явным образом. Есть распространенное мнение, что в раннехристианскую эпоху и в библейские времена подобных вмешательств было много, - во всяком случае, больше, чем теперь. Так ли это на самом деле? Видимо, самих христиан, даже просто по факту имевших некоторое отношение к конкретной церковной общине, тогда было гораздо меньше, чем сейчас, зато плотность, так сказать, подобных исключительных явлений была больше на церковную душу населения. Кроме того, на этапе церковного детства или же в дохристианскую ветхозаветную эпоху нужны были подкрепляющие верующих внешние знамения, а потом, по мере взросления, люди приучались к большей самостоятельности. Так бывает, кстати, у новообращенных и в наше время: сначала человек чувствует явные знаки Божией помощи в своей жизни, а потом, наоборот, приходит ощущение определенной «богооставленности»... Кроме этого, сейчас современные люди благодаря прогрессу науки и техники регулярно имеют дело с теми явлениями, которые древним людям однозначно показались бы чудесными, а теперь к ним просто привыкли.

В любом случае чудо (или знамение, как употребляется аналогичное слово-синоним в Писании) в классическом понимании — явление из ряда вон выходящее, нарушающее привычные представления о причинно-следственных связях и доступные нам знания о законах природы. Но знания эти постоянно меняются, пополняются, углубляются. Поэтому то, что древнему человеку могло казаться чудом, современному таковым может совсем не казаться, поскольку уже доступно объяснение явления, казавшегося чудесным древнему человеку, естественными причинами. Но само слово «чудо» или «чудесное» указывает, что это явление по определению нетипичное и потому редко встречающееся. Или же вообще исключительное и неповторимое. Поэтому люди обычно понимают, что на чудеса надеяться нельзя — вероятность их совершения ничтожно мала. Если бы чудеса стали совершаться часто и регулярно, они просто перестали бы быть таковыми в глазах многих людей!
Допустим на секунду, что естественное состояние человека вдруг изменилось до того, что он начал бы плавать только в воде. Но тогда его хождение по земле стало бы восприниматься чудесным, как у рыб. Если бы все люди достигали воскресения мёртвых или могли быть воскрешены после их физической смерти, воскресение перестало бы восприниматься как чудо. Чудеса — явления непривычные, нетипичные сами по себе. А это значит, что они должны быть редкими. Но к частым и повторяющимся явлениям, наоборот, можно привыкнуть, даже если изначально они казались бы удивительными. Тогда возникает следующий вопрос: а где граница между чудесным и обыденным, и есть ли она вообще? Конечно, её просто нет. Перестаёт ли чудесное быть таковым само по себе, если к нему привыкнешь или если оно может часто повторяться?.. Очевидно, также нет. Из комбинаций привычного и необычного состоит вся наша жизнь, вся её гамма разных красок. Оттого, что эта комбинация, предположим, изменится для кого-то из нас по собственному желанию, обязательно ли изменится качество самой нашей жизни и её восприятие? Скорее, само восприятие жизни в целом как дара, как чуда в более широком смысле этого слова, и благодарение за эту жизнь в том числе в повседневных вещах, может это качество изменить в сторону неуклонного его повышения.

Отношение к чудесным явлениям в Писании и церковной жизни всегда было двойственным. С одной стороны, по словам Иисуса, «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» (Мф. 12: 39), или «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4: 48). С другой, апостолы, посланные Христом на проповедь, «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16: 20). И при совершении какого-то исцеления сам Иисус спрашивал о вере исцеляемого или его окружения. И наоборот, в Назарете у себя «не мог совершить там никакого чуда... И дивился неверию их» (Мк. 6: 5).

Писание также предупреждает, что будущий обольститель и беззаконник (антихрист по единодушному мнению разных толкователей из святых отцов) явится «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2-е Фессалоникийцам 2: 9). Иисус говорит, что таковых может быть много разных: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24). Разные сверхъестественные явления всегда были известны в мире магии, как всегда были и есть люди, обладающие какими-то необычными способностями. Тогда истинность или ложность этих чудес зависит исключительно от цели и намерений их совершения, даже если изначально необычный дар у человека имеет божественный источник. Тот, кто действует «во имя своё» (Ин. 5: 43), привлекает людей исключительно к себе и ищет славы своей, а не Божьей, и именно на внешнее эффектное произведение впечатления на людей направлены все его сверхъестественные способности, чтобы получить через это дополнительную над ними власть. Тогда как Иисус не стремился поразить сознание людей, но наоборот, чаще всего скрывал от посторонних то, что делал, призывая не говорить никому об этом. Всякое Его знамение вытекало исключительно из любви и сострадания к людям и желания умножить в них веру. Бог действует через Свои знамения исключительно в смирении, тогда как люди, имеющие сверхприродные дары, в том числе и в церковной среде, часто склонны впадать в тщеславие и гордыню и через это манипулировать другими. Поэтому совет апостола Иоанна «испытывать духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4: 1) остаётся по-прежнему весьма злободневным и актуальным в современном мире.

"Самозащита без оружия". № 3 ( 80), 2016
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments