pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Динамика в Боге

Совершенно справедливо:
"Дух Святой обладает таким же личным бытием, как Отец и Сын, но нам трудно принять Его как Лицо, потому что как раз никакого лица мы и не видели. Святой Дух – Застенчивый Бог. Он скрывается от нас, и, может быть, Его Лицо – то последнее откровение, которое ждёт нас за горизонтом истории...
...И один из духовидцев и пророков нашего времени, отец Сергий Булгаков, так писал об опыте прикосновения этого библейского дуновения: «Он не имеет человеческого лика, хотя всякий человеческий лик, позлащённый благодатью Духа, наипаче лик Благодатной, Его собою являет. Его присутствие незримо и таинственно, оно подобно дыханию ветра, которое неведомо откуда приносится и затем уходит. Его нельзя удержать, как и нельзя Его привлечь произволением своим. Его нет и оно есть, самое интимное, нежное, личное, подлинное. Как бы нежные прозрачные персты касаются жестоковыйного сердца, и оно плавится, и горит, и «светлеется священнотайно» (прот. Сергий Булгаков. «Утешитель» V, 4).


Я бы еще добавил, что Дух преимущественно отражает динамику в Боге. "Бог неизменяем", "Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же" - это одна сторона медали. Другая - та, что Бог динамичен, изменяем, иначе боговоплощение не могло бы состояться. Поэтому мы исповедуем рождение Сына по человечеству "от Духа Святаго и Марии Девы". Здесь - одна из основных антиномий, поскольку в Боге есть и неизменность, и изменяемость, динамизм. Жизнь вообще - это движение, развитие. Да сам по себе покой - понятие относительное!
"Вечный покой
вряд ли сердце обрадует.
Вечный покой -
для седых пирамид..."
И покой, который мы желаем усопшим, конечно же, - совсем не мертвая статика, не застывшие "хрустальные" своды Небесного Иерусалима, не какие-то однообразные ангельские и прочие славословия. Рай, безусловно, динамичен! Личные отношения с Богом - динамичны, и другими быть просто не могут, иначе бы они просто умерли. Поэтому так называемая "богооставленность", даже если она ощущается неприятно в рамках земной жизни, а иногда и вовсе остро, - неизбежное и промыслительное состояние, которого не стоит пугаться.

"Ты – река Божества, от Отца через Сына происходящий!" (из канона на повечерии дня Пятидесятницы, песнь 6). Прекрасно и поэтически как раз выражена эта динамичность Духа в этом образе. А в одну реку, как известно, нельзя войти дважды!

С праздником всех, и вдохновения от Святого Духа, и большего динамизма в духовной жизни!
Tags: богослужение, высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments