pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Динамика в Боге

Совершенно справедливо:
"Дух Святой обладает таким же личным бытием, как Отец и Сын, но нам трудно принять Его как Лицо, потому что как раз никакого лица мы и не видели. Святой Дух – Застенчивый Бог. Он скрывается от нас, и, может быть, Его Лицо – то последнее откровение, которое ждёт нас за горизонтом истории...
...И один из духовидцев и пророков нашего времени, отец Сергий Булгаков, так писал об опыте прикосновения этого библейского дуновения: «Он не имеет человеческого лика, хотя всякий человеческий лик, позлащённый благодатью Духа, наипаче лик Благодатной, Его собою являет. Его присутствие незримо и таинственно, оно подобно дыханию ветра, которое неведомо откуда приносится и затем уходит. Его нельзя удержать, как и нельзя Его привлечь произволением своим. Его нет и оно есть, самое интимное, нежное, личное, подлинное. Как бы нежные прозрачные персты касаются жестоковыйного сердца, и оно плавится, и горит, и «светлеется священнотайно» (прот. Сергий Булгаков. «Утешитель» V, 4).


Я бы еще добавил, что Дух преимущественно отражает динамику в Боге. "Бог неизменяем", "Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же" - это одна сторона медали. Другая - та, что Бог динамичен, изменяем, иначе боговоплощение не могло бы состояться. Поэтому мы исповедуем рождение Сына по человечеству "от Духа Святаго и Марии Девы". Здесь - одна из основных антиномий, поскольку в Боге есть и неизменность, и изменяемость, динамизм. Жизнь вообще - это движение, развитие. Да сам по себе покой - понятие относительное!
"Вечный покой
вряд ли сердце обрадует.
Вечный покой -
для седых пирамид..."
И покой, который мы желаем усопшим, конечно же, - совсем не мертвая статика, не застывшие "хрустальные" своды Небесного Иерусалима, не какие-то однообразные ангельские и прочие славословия. Рай, безусловно, динамичен! Личные отношения с Богом - динамичны, и другими быть просто не могут, иначе бы они просто умерли. Поэтому так называемая "богооставленность", даже если она ощущается неприятно в рамках земной жизни, а иногда и вовсе остро, - неизбежное и промыслительное состояние, которого не стоит пугаться.

"Ты – река Божества, от Отца через Сына происходящий!" (из канона на повечерии дня Пятидесятницы, песнь 6). Прекрасно и поэтически как раз выражена эта динамичность Духа в этом образе. А в одну реку, как известно, нельзя войти дважды!

С праздником всех, и вдохновения от Святого Духа, и большего динамизма в духовной жизни!
Tags: богослужение, высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments