pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Позиция Константинопольского Патриархата по поводу не явившихся делегаций церквей

Из интервью, данного архидиаконом Вселенского Патриархата, главой пресс-службы Вселенского Патриархата при Всеправославном Соборе Иоаннисом Хрисавгисом.

...Не могу судить внутренние вопросы и проблемы отдельных церквей, ни причины, по которым некоторые церкви склонились к изменению мнений, тогда как уже дали свое слово, что будут участвовать в Соборе.

Уверен, что церкви России, Болгарии и Грузии должны были претерпеть и преодолеть трудности, чтобы принять это решение. Было бы хорошо, если бы они уважили тяжелый труд, ресурсы и затраты остальных церквей, из которых большинство сдержало слово и уже прибыло на Крит.

Тем не менее, нужно, чтобы мы не забывали о конечной цели Собора, то есть, о единстве, к которому ведет медленный и трудный процесс.

И надо помнить, что единство - всегда цель, а не отправная точка. Единство - конец, а не начало. Единство всегда исполняется и завершается Святым Духом, Который "оскудевающее восполняет".

Никакой Собор никогда не проводился просто для того, чтобы отпраздновать единство. Совсем наоборот, каждый Собор, созванный в прошлом, собирался как раз для того, чтобы достичь большего единства, когда существовала какая-то проблема, будь то догматическая, каноническая или административная. Конечно, большинство соборов со временем созывались для разрешения административных, а не догматических проблем.

- Сейчас, когда все церкви не примут участие, будут ли правомочны соборные решения? Поскольку, согласно логике канонического права, отсутствие согласия в позиции хотя бы даже одной церкви составляет непреодолимое препятствие к созыву Собора.

Нигде в канонах не говорится, что отсутствие одной церкви влияет на созыв Собора. Очень важно, чтобы мы точно ссылались на официальные документы. Правила говорят, что Святой и Великий Собор может быть созван Его Святейшеством с согласия всех православных церквей, что в точности и произошло в Женеве в минувшем январе, где все православные церкви были представлены на собрании предстоятелей, и подтвердили совместное решение о созыве Собора в грядущую Пятидесятницу.

Также я озадачен по поводу того, как люди относятся к понятию единогласия. Нет никакого упоминания в правилах относительно неправомочности Собора или его решений в том случае, если какая-нибудь церковь не может присутствовать на нем. В действительности, когда какая-нибудь церковь делала попытку на собственном соборе включить такое выражение в свои правила, происходило её моментальное отделение от всех других церквей, включая Россию.

Святой и Великий Собор может даже и не иметь кворума, но я вижу, что будет весьма трудно не назвать его "Всеправославным", поскольку в конкретном случае состоялось предшествующее всеправославное решение о созыве Собора при согласии всех церквей на участие в нем.

Однако к несчастью, по каким-то причинам некоторые церкви решили в последний момент, что не могут в нем участвовать. Тем не менее, это не влияет на правомочность Собора и его решений. Более того, Собор в самом деле является "Великим Собором", поскольку без всякого сомнения он более значим, чем любой из поместных соборов.

- Как вы думаете, был ли какой-нибудь план в каких-нибудь церквях, чтобы Собор не состоялся?

Уверен, что был бы огромный скандал для всех, если бы это было правдой. Никогда бы не хотел верить в это.

Может быть, другие знают больше. Но я в самом деле удивлен, как некоторые отзываются о событиях, связанных с процедурой Святого и Великого Собора.

Например, я задаю себе вопрос, ссылается ли митрополит Иларион, как это было в недавнем его интервью и некоторых других, на те же предсоборные совещания, на которых участвовал и я, или нет? То, что он описывает, видится весьма далеким от той реальности, в которой находился я.
Например, он заявляет, что многие положения Русской церкви оказались не принятыми или даже категорически отвергнутыми, и не были включены в документы или решения предсоборных совещаний.

Я хотел бы откровенно заявить, что никакая позиция другой церкви не была принята столь щедро, по сравнению с другими церквями, и часто под большим давлением, как позиция Русской церкви. Никакие положения, вплоть до отдельных слов, не отражены и в решениях, и в документах так, как в случае Русской церкви. Конечно, я помню, как каждый раз, когда какая-либо церковь не соглашалась, ответ делегации от России был таков, что документ не будет подписан...

Смотрите, это верно, как утверждает митрополит Иларион, что единство не может быть навязано.

В таком случае, единство не есть монополия, в частности, тех, кто внезапно и в самый последний момент изменил свое решение и сейчас не хочет участвовать в Соборе. Единство, конечно же, никогда не сможет быть осуществлено при неучастии или изоляции.

Конечно, церкви свободны и независимы в своих решениях.
Но независимость никогда не может быть в ущерб единству.

Полный текст:
http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/8905-i-agia-sunodos-tha-einai-i-megaluteri-sugkentrosi-tis-orthodojis-ekklisias
Tags: жизнь церковная, полемика, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments