pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Позиция Константинопольского Патриархата по поводу не явившихся делегаций церквей

Из интервью, данного архидиаконом Вселенского Патриархата, главой пресс-службы Вселенского Патриархата при Всеправославном Соборе Иоаннисом Хрисавгисом.

...Не могу судить внутренние вопросы и проблемы отдельных церквей, ни причины, по которым некоторые церкви склонились к изменению мнений, тогда как уже дали свое слово, что будут участвовать в Соборе.

Уверен, что церкви России, Болгарии и Грузии должны были претерпеть и преодолеть трудности, чтобы принять это решение. Было бы хорошо, если бы они уважили тяжелый труд, ресурсы и затраты остальных церквей, из которых большинство сдержало слово и уже прибыло на Крит.

Тем не менее, нужно, чтобы мы не забывали о конечной цели Собора, то есть, о единстве, к которому ведет медленный и трудный процесс.

И надо помнить, что единство - всегда цель, а не отправная точка. Единство - конец, а не начало. Единство всегда исполняется и завершается Святым Духом, Который "оскудевающее восполняет".

Никакой Собор никогда не проводился просто для того, чтобы отпраздновать единство. Совсем наоборот, каждый Собор, созванный в прошлом, собирался как раз для того, чтобы достичь большего единства, когда существовала какая-то проблема, будь то догматическая, каноническая или административная. Конечно, большинство соборов со временем созывались для разрешения административных, а не догматических проблем.

- Сейчас, когда все церкви не примут участие, будут ли правомочны соборные решения? Поскольку, согласно логике канонического права, отсутствие согласия в позиции хотя бы даже одной церкви составляет непреодолимое препятствие к созыву Собора.

Нигде в канонах не говорится, что отсутствие одной церкви влияет на созыв Собора. Очень важно, чтобы мы точно ссылались на официальные документы. Правила говорят, что Святой и Великий Собор может быть созван Его Святейшеством с согласия всех православных церквей, что в точности и произошло в Женеве в минувшем январе, где все православные церкви были представлены на собрании предстоятелей, и подтвердили совместное решение о созыве Собора в грядущую Пятидесятницу.

Также я озадачен по поводу того, как люди относятся к понятию единогласия. Нет никакого упоминания в правилах относительно неправомочности Собора или его решений в том случае, если какая-нибудь церковь не может присутствовать на нем. В действительности, когда какая-нибудь церковь делала попытку на собственном соборе включить такое выражение в свои правила, происходило её моментальное отделение от всех других церквей, включая Россию.

Святой и Великий Собор может даже и не иметь кворума, но я вижу, что будет весьма трудно не назвать его "Всеправославным", поскольку в конкретном случае состоялось предшествующее всеправославное решение о созыве Собора при согласии всех церквей на участие в нем.

Однако к несчастью, по каким-то причинам некоторые церкви решили в последний момент, что не могут в нем участвовать. Тем не менее, это не влияет на правомочность Собора и его решений. Более того, Собор в самом деле является "Великим Собором", поскольку без всякого сомнения он более значим, чем любой из поместных соборов.

- Как вы думаете, был ли какой-нибудь план в каких-нибудь церквях, чтобы Собор не состоялся?

Уверен, что был бы огромный скандал для всех, если бы это было правдой. Никогда бы не хотел верить в это.

Может быть, другие знают больше. Но я в самом деле удивлен, как некоторые отзываются о событиях, связанных с процедурой Святого и Великого Собора.

Например, я задаю себе вопрос, ссылается ли митрополит Иларион, как это было в недавнем его интервью и некоторых других, на те же предсоборные совещания, на которых участвовал и я, или нет? То, что он описывает, видится весьма далеким от той реальности, в которой находился я.
Например, он заявляет, что многие положения Русской церкви оказались не принятыми или даже категорически отвергнутыми, и не были включены в документы или решения предсоборных совещаний.

Я хотел бы откровенно заявить, что никакая позиция другой церкви не была принята столь щедро, по сравнению с другими церквями, и часто под большим давлением, как позиция Русской церкви. Никакие положения, вплоть до отдельных слов, не отражены и в решениях, и в документах так, как в случае Русской церкви. Конечно, я помню, как каждый раз, когда какая-либо церковь не соглашалась, ответ делегации от России был таков, что документ не будет подписан...

Смотрите, это верно, как утверждает митрополит Иларион, что единство не может быть навязано.

В таком случае, единство не есть монополия, в частности, тех, кто внезапно и в самый последний момент изменил свое решение и сейчас не хочет участвовать в Соборе. Единство, конечно же, никогда не сможет быть осуществлено при неучастии или изоляции.

Конечно, церкви свободны и независимы в своих решениях.
Но независимость никогда не может быть в ущерб единству.

Полный текст:
http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/8905-i-agia-sunodos-tha-einai-i-megaluteri-sugkentrosi-tis-orthodojis-ekklisias
Tags: жизнь церковная, полемика, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments