pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

В связи с очередной Пятидесятницей

Мне приходилось писать 8 лет назад в своем ЖЖ:

""Земная Церковь, образовавшаяся таким чудесным образом в крещении «Духом Святым и огнем», впоследствии сама претерпела все то же "вавилонское" рассеяние, когда люди, заговорившие на одном евангельском языке, с веками также перестали понимать друг друга, да и сердца многих опять окаменели. И все по тому же промыслу Божьему было попущено их рассеяние и разделение на различные "конфессии". Они, конечно, неравноценны в духовном плане. Но всегда со стороны найдутся искренне верующие инославные, которые могут в чем-то подправить нас, православных, если у нас действительно есть желание видеть в самих себе прегрешения и ошибки, притом что сам православный мир уже давно не един, а разногласия по поводу понимания Предания и канонов у нас не меньшие, чем среди протестантов по поводу понимания Писания. Это ли не основа для истинного экуменизма, к которому нас призывают завещательные слова Христа из Его «первосвященнической» молитвы:
«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21-23). И в христианском мире давно уже есть тоска по такому единству, - не единству снизу, сходному с тем, что испытывали строители башни в кратковременном порыве «все как один», а благодатному и соборному единству свыше в братской любви, где гармония целого не подавляет неповторимости частей, как в одном едином теле каждый член имеет специальное назначение (см. 1 Кор. 12). В этом смысле истинная Церковь не дана нам в готовом виде, но выявляется в этом мире подобно Царству Божиему, которое одновременно и «внутри» или «посреди нас» (Лк. 17, 21) и в то же время оно взыскуемо и ожидаемо: «Да приидет Царствие Твое». Как и Христос, Который с нами «во все дни до скончания века», но Которого мы еще ожидаем: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Как и Дух Святой, пришествие Которого уже состоялось, но все же мы просим: «Прииди и вселися в ны…», и пусть это будет завершением всей нашей жажды Бога и любви к Нему, дабы Сам Дух святой пришел на помощь в нашей слабости и ходатайствовал за нас «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

(этот очерк я включил в свою книгу "Торжество и нищета православия", которая в бумажном варианте разошлась, но доступна для скачивания, см. ЖЖ-юзеринфо)

Всеправославный собор, подготовка к которому шла более полувека и зашла в очередной тупик, планировался в дни Пятидесятницы. Он должен был состояться вроде как знак, или изображение, единства и согласия всего мирового православия, но вышло совсем не это. А именно то, на что многие православные упорно предпочитали закрывать глаза и делать вид, что этого нет, попрекая протестантов за то, что те разделились на многие ветви.

Вообще, если нет внутри христиан мирного духа, духа любви, то на один и тот же вопрос разномыслий остается смотреть лишь с точки зрения непримиримости: есть только одна позиция верная и истинная (как правило, моя собственная и моих единомышленников), остальные ложны. Если же этот дух есть, то многие разномыслия можно просто потерпеть, поскольку о большинстве невидимых вещей мы судим неизбежно «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12).

Все христиане призваны «согласно славить Всесвятого Духа» в единстве, подобном единству Лиц Пресвятой Троицы: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21-23). А вместо этого что чаще всего получается? «Исчезли в суете дни наши…», как говорится в одной из молитв, читаемых коленопреклонно на вечерне Пятидесятницы, которая служится после литургии. И суета эта может быть не обязательно чисто мирская, житейская, но и суета вполне внутрицерковная, в спорах о словах и оттенках слов, или о первенстве, о том, кто и где будет сидеть на том же Соборе или стоять в алтаре, в разделениях по всяким поводам среди тех, кто ищет этого повода.

Не мешало бы перечитать по-русски слова тех покаянных молитв!

""...Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: "Мы согрешили!" На Тебя мы оставлены от материнского лона, от чрева матери Ты – Бог наш. Но, так как исчезли (прошли в суете) дни наши, мы остались без Твоей помощи и лишены всякого оправдания, однако, дерзновенно надеясь на милосердие Твое, взываем: "Греха юности нашей и неведения не вспомни и от тайных дел наших очисти нас, не отвергни нас во время старости, при оскудении силы нашей не оставь нас; прежде, чем мы возвратимся в землю, удостой нас обращения к Тебе и обрати внимание на нас с благоволением и милостью; измерь беззакония наши милосердием Твоим; поставь бездну милосердия Твоего против множества согрешений наших; посмотри со святой высоты Твоей на народ Твой, стоящий вокруг и ожидающий от Тебя обильной милости. Посети нас в благости Твоей, избавь нас от насилия диавола, утверди жизнь нашу святыми и священными законами Твоими. Ангелу, верному хранителю, вверь народ Твой; всех нас собери в Царство Твоё, дай прощение надеющимся на Тебя; отпусти им и нам согрешения, очисти нас действием Святого Духа, разрушь козни врага против нас
Tags: богослужение, жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment