pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

В связи с очередной Пятидесятницей

Мне приходилось писать 8 лет назад в своем ЖЖ:

""Земная Церковь, образовавшаяся таким чудесным образом в крещении «Духом Святым и огнем», впоследствии сама претерпела все то же "вавилонское" рассеяние, когда люди, заговорившие на одном евангельском языке, с веками также перестали понимать друг друга, да и сердца многих опять окаменели. И все по тому же промыслу Божьему было попущено их рассеяние и разделение на различные "конфессии". Они, конечно, неравноценны в духовном плане. Но всегда со стороны найдутся искренне верующие инославные, которые могут в чем-то подправить нас, православных, если у нас действительно есть желание видеть в самих себе прегрешения и ошибки, притом что сам православный мир уже давно не един, а разногласия по поводу понимания Предания и канонов у нас не меньшие, чем среди протестантов по поводу понимания Писания. Это ли не основа для истинного экуменизма, к которому нас призывают завещательные слова Христа из Его «первосвященнической» молитвы:
«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21-23). И в христианском мире давно уже есть тоска по такому единству, - не единству снизу, сходному с тем, что испытывали строители башни в кратковременном порыве «все как один», а благодатному и соборному единству свыше в братской любви, где гармония целого не подавляет неповторимости частей, как в одном едином теле каждый член имеет специальное назначение (см. 1 Кор. 12). В этом смысле истинная Церковь не дана нам в готовом виде, но выявляется в этом мире подобно Царству Божиему, которое одновременно и «внутри» или «посреди нас» (Лк. 17, 21) и в то же время оно взыскуемо и ожидаемо: «Да приидет Царствие Твое». Как и Христос, Который с нами «во все дни до скончания века», но Которого мы еще ожидаем: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Как и Дух Святой, пришествие Которого уже состоялось, но все же мы просим: «Прииди и вселися в ны…», и пусть это будет завершением всей нашей жажды Бога и любви к Нему, дабы Сам Дух святой пришел на помощь в нашей слабости и ходатайствовал за нас «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

(этот очерк я включил в свою книгу "Торжество и нищета православия", которая в бумажном варианте разошлась, но доступна для скачивания, см. ЖЖ-юзеринфо)

Всеправославный собор, подготовка к которому шла более полувека и зашла в очередной тупик, планировался в дни Пятидесятницы. Он должен был состояться вроде как знак, или изображение, единства и согласия всего мирового православия, но вышло совсем не это. А именно то, на что многие православные упорно предпочитали закрывать глаза и делать вид, что этого нет, попрекая протестантов за то, что те разделились на многие ветви.

Вообще, если нет внутри христиан мирного духа, духа любви, то на один и тот же вопрос разномыслий остается смотреть лишь с точки зрения непримиримости: есть только одна позиция верная и истинная (как правило, моя собственная и моих единомышленников), остальные ложны. Если же этот дух есть, то многие разномыслия можно просто потерпеть, поскольку о большинстве невидимых вещей мы судим неизбежно «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12).

Все христиане призваны «согласно славить Всесвятого Духа» в единстве, подобном единству Лиц Пресвятой Троицы: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21-23). А вместо этого что чаще всего получается? «Исчезли в суете дни наши…», как говорится в одной из молитв, читаемых коленопреклонно на вечерне Пятидесятницы, которая служится после литургии. И суета эта может быть не обязательно чисто мирская, житейская, но и суета вполне внутрицерковная, в спорах о словах и оттенках слов, или о первенстве, о том, кто и где будет сидеть на том же Соборе или стоять в алтаре, в разделениях по всяким поводам среди тех, кто ищет этого повода.

Не мешало бы перечитать по-русски слова тех покаянных молитв!

""...Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: "Мы согрешили!" На Тебя мы оставлены от материнского лона, от чрева матери Ты – Бог наш. Но, так как исчезли (прошли в суете) дни наши, мы остались без Твоей помощи и лишены всякого оправдания, однако, дерзновенно надеясь на милосердие Твое, взываем: "Греха юности нашей и неведения не вспомни и от тайных дел наших очисти нас, не отвергни нас во время старости, при оскудении силы нашей не оставь нас; прежде, чем мы возвратимся в землю, удостой нас обращения к Тебе и обрати внимание на нас с благоволением и милостью; измерь беззакония наши милосердием Твоим; поставь бездну милосердия Твоего против множества согрешений наших; посмотри со святой высоты Твоей на народ Твой, стоящий вокруг и ожидающий от Тебя обильной милости. Посети нас в благости Твоей, избавь нас от насилия диавола, утверди жизнь нашу святыми и священными законами Твоими. Ангелу, верному хранителю, вверь народ Твой; всех нас собери в Царство Твоё, дай прощение надеющимся на Тебя; отпусти им и нам согрешения, очисти нас действием Святого Духа, разрушь козни врага против нас
Tags: богослужение, жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment