pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О межрелигиозном диалоге и фанатизме

Был приглашен сегодня после службы на круглый стол, посвященный теме «ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ». В Дипломатическую Академию МИД России, по знакомству, через одну из наших прихожанок. Докладчики там были свои, выступал два раза в том числе иеромонах Иоанн Гуайта, с которым мы дружим. Я не планировал говорить ничего, но мне в последний момент предложили, и я экспромтом попробовал, затронув данную тему.

Сказал я примерно следующее, учитывая, что другими выступавшими этот вопрос не затрагивался.

Что мешает любому диалогу, от межрелигиозного, межконфессионального до простого межличностного, когда дело касается вопросов веры? Прежде всего фанатизм. Но на чем фанатизм основывается и откуда он берётся? Об этом прекрасно писал Н.А. Бердяев в статье "О фанатизме, ортодоксии и истине", указывая, что непосредственно перед Богом человек не может быть фанатиком, он им становится исключительно перед другими людьми. Развивая эту мысль, можно утверждать, что каждый из нас перед Богом (в том числе наедине с самим собой) и перед людьми - различен, это как бы два разных человека, только у всех это неодинаково проявляется. Если человек причастен к Богу по сути, если старается исполнить Его заповеди, то фанатиком он быть не может, поскольку Бог есть любовь, которая "долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается" и т.д. (1 Кор. 13). Дух Божий веет, где хочет, поэтому такие люди встречаются в любом народе и любой мировой религии. Христиане - благодаря Христу, нехристиане - благодаря Ему же, отвечающему на воздыхания и старания всех в свою собственную ограниченную меру. Каждая религия по-своему истинна в том плане, если она помогает человеку приподняться над самим собой и сделать некоторый духовный прорыв. Другое дело, что Христос - конец всякой религии, как любил подчеркивать о. Ал. Шмеман, и христианство в некоторые моменты это показывало. "...Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин. 4: 21-23). Древние римляне не случайно обвиняли ранних христиан в "безбожии", а Тертуллиан в "Апологетике" в то же самое время писал, что христиане уже успели заполнить города, муниципии, разные госучреждения, и только одни храмы оставили язычникам. Но из христианства довольно быстро сами люди сумели сделать лишь одну из религий, точнее, несколько разных религий, если не употреблять слова "конфессия", "деноминация" и прочие. Приспособив сверхприродное откровение и переработав его, в чем-то упростив и низведя до массового уровня. Но с увеличением масштабов и массовости в христианстве резко возросла вероятность разделений, как по важным поводам, так и по второстепенным. Если даже в первых малых общинах по типу Коринфской люди спорили между собой, кто чей (1 Кор., гл. 1), то что же удивляться тому, когда вся империя стала христианской как минимум в социологическом смысле?

Корень разделений - в том числе фанатизм под благовидным предлогом стояния за правду, за истину. Современные фанатики любят приводить в пример святых отцов прошлого, но примеры эти вряд ли удачны. Во-первых, еретики далекого прошлого сами могли отличаться своим фанатизмом и могли увлекать множество народа за собой, так что противостояние им в те времена было вполне оправданным, тем более, что при покровительстве им государственной власти они сами были не прочь расправиться с оппонентами с помощью административного ресурса. Во-вторых, на эллинистической почве легко было позабыто, что Иисус меньше всего говорил об отвлеченных доктринальных вопросах, но главным образом показывал, как стоит действовать и жить в нашем мире. Он приводил в пример самарян (злейших еретиков того времени), говоря, что и тот, кто воспринимается нами не иначе, как враг, может стать нашим ближним по существу! И призывает слушателей идти и поступать так же. В третьих, сами отцы прошлого были людьми своего времени и действовали в меру своих возможностей в тех обстоятельствах, в том числе не будучи застрахованы от собственных ошибок.

Нынешний запланированный Всеправославный собор, которого готовили и ждали многие десятилетия, фактически сорван. В том числе благодаря разным фанатично настроенным зелотам, не желающим слушать никого, кроме самих себя и тех, кто соглашается с ними. А некоторые среди них не только сами увлекающиеся, даже харизматичные, но и способные увлечь других, заразить их своим духом, как вирусом, передающимся от одного к другому, и с этим приходится считаться церковным верхам. Фанатики тоже люди весьма разные, и их не стоит всех огульно судить и раскрашивать одни цветом. В личном общении они могут быть очень милыми людьми, ни пальцем, ни словом никого не трогающими. Хорошими семьянинами в том числе, молитвенниками. Но как только они оказываются в публичном пространстве, лицом к разным другим людям, непременно происходит их трансформация. Мне это приходилось наблюдать даже в рамках небольшого православного прихода, вне всякой связи с данной проблемой. Взять каждого человека в отдельности - все такие хорошие, замечательные люди! Но как только эти люди оказываются все вместе, непременно возникают взаимные проблемы, подозрения, трения, обиды и прочее. Корень фанатизма - разумеется, гордыня. Связанная с чувством причастности к самому лучшему и истинному течению, сообществу, партии и т.д. С ощущением преемственности учения великих авторитетов прошлого. Вы согласны с ними, вы принимаете всё - значит, вы с вашими единомышленниками чувствуете, что надо это сокровище охранять, оборонять от всяких посягательств со стороны, от всяких других точек зрения, и тут на личную гордыню накладывается еще и гордыня корпоративная. Но при этом фанатикам не приходит в голову простая мысль, что их версия чистоты веры - всего лишь их собственное ограниченное восприятие этой веры, всего лишь их собственное понимание и Писания, и церковной истории, и отцов прошлого. Этот феномен вполне природный, и такой психологический тип существует во всех верованиях. Он возможен именно в религиозном сообществе как социологический феномен, как религиозное течение, где ревнители пытаются завладеть умами и сердцами как можно большего числа людей, тогда как мистики-одиночки, мыслители, которым дано было смотреть глубже, чем многим другим, как раз часто избегали разных доктринальных споров, если только это не касалось самых важных моментов. И им могло быть по-своему тесно в том числе в рамках того вероисповедания (конфессии), где они жили.
Tags: полемика, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments