pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Как бы поступил Христос на месте апостола Петра?... (Деян. 5: 1-11)

Эпизод с Ананией и Сапфирой (рядовое чтение сегодняшняго дня по литургическому календарю) всегда оставлял лично у меня ощущение недосказанности. Впрочем, эта недосказанность есть и в других разных местах Писания, и думается, что это к лучшему. Это значит, что однозначных пониманий и толкований в таких случаях быть не может, и Бог оставляет за нами определенную свободу в восприятии подобных текстов. Вместе с этим, конечно, остаются вопросы.

Вопрос первый: пали ли замертво Анания и Сапфира вследствие исходившей от апостола Петра той божественной энергии обличения, которая фактически попалила их обоих, и был ли Петр её непосредственным и сознательным орудием, или же скорее орудием косвенным? Желал ли он сам их смерти или только лишь предвидел её в Духе?

Вопрос второй: мог ли Петр данную ему власть от Бога ("что свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" и т.п.) использовать, скажем так, автономно, по своему усмотрению, и не обязательно так, как мог бы ту же власть использовать Иисус?.. На мой взгляд, конечно, да. Здесь вспоминается другой эпизод Евангелия, еще при земном служении Христа. Ученики вместе с Иисусом шли в Иерусалим и проходили через самарянское селение, где их отказались принять. И тогда Иаков и Иоанн, "сыны грома", возмутились и выступили с инициативой: "Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лк. 9: 54-56). Правда, по критическим изданиям НЗ согласно большинству древних рукописей, слова 56-го стиха, следующие после "Он, обратившись к ним, запретил им", отсутствуют. Но во всяком случае, ясно, что "сыны грома" из апостолов сознавали свою власть, уже сообщенную им в апостольстве, и не сомневались, что по их молитве может быть совершено то, что в своё время сделал Илия с пророками Ваала.

Не повел ли себя Петр примерно похожим образом в случае с Ананией и Сапфирой? Где проявился его довольно ревностный, порывистый и эмоциональный характер. Но можно вспомнить и то, как с этой же порывистостью Петр сначала клялся, что если и все отрекутся от Христа, то он уж никогда не отречется! Но не прошло и несколько часов, как это случилось. Мог ли и он более снисходительно отнестись к слабости, проявленной Ананией и его женой?.. Поступил бы на его месте Христос иначе, нашел бы другой способ вразумить грешников и осознать их проявленное лукавство? Лично я склоняюсь к последнему варианту, хотя сознаю всю неоднозначность такого толкования. В конце концов, пусть Христос и любовь, но совсем не слащавая и не гладящая только по головке. Очень многое здесь зависит от того, как представляет себе Христа каждый из нас. А представления эти могут отличаться либо в сторону большей любви, терпения и прощения, либо в сторону большей строгости (по отношению к тем же фарисеям Иисус совсем не жалел весьма жестких эпитетов).

Еще один вопрос: откуда вообще взялись эти Анания и Сапфира? Кроме данного эпизода, о них больше ничего не было известно читателям Нового Завета. А между тем, предыстория их появления, если бы была известна, прояснила бы ситуацию существенно. Если, допустим, они были в числе тех ста двадцати (Деян. 1: 16), на кого вскоре сошел Дух Святой в Пятидесятницу, тогда это многое объяснило бы. Первохристианскую коммуну отличала необыкновенная высота духа, горение, чистота, непорочность, самоотдача, изобилие духовных даров. Это было время детства Церкви, которое уже никогда не повторится, время уникальное по своей сути. Разумеется, Анания с Сапфирой, проявив обыкновенную житейскую смекалку и решив себя подстраховать на "черный день", удержав часть своего состояния, в этом плане вошли в резкий диссонанс с общим настроем, царившим в общине. Их лукавство было мгновенно изобличено, поскольку никто их не неволил. Не были ли они сами приобщены к этой высоте духа и святости, после чего, допустив лукавство, они же и не выдержали этой силы обличения? Им было много дано, значит, много и спросилось. Разумеется, по сравнению с последующими веками, когда "преемники апостолов" погрязали и в роскоши, и в коррупции, грех Анании с Сапфирой кажется чуть ли не "святой простотой". Но те последующие и были плотскими, с них что взять. А эти-то были, как никак, рождены свыше?..

В общем, это один из тех эпизодов, который явно допускает многообразие интерпретаций. Если кто пожелает поделиться своими соображениями здесь - милости просим!
Tags: библия, богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments