pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"О доброе неверие Фомино..." О пользе сомнения.

Про "доброе неверие" - дословная цитата из богослужения Недели Фоминой или Антипасхи. Далеко не всегда сомнение — грех или неуместное чувство. Нередко оно может быть очистительным и приводить на новую ступень веры. Главное здесь — ориентация самой воли человека; важно то, ради чего человек сомневается и куда, к чему он устремлен. Если ради искреннего поиска истины человек не готов принимать утверждения других людей на веру, какими бы авторитетными они иной раз ни казались, то его сомнение скорее похвально. Яркие примеры сомневавшихся людей в Священном Писании — многострадальный Иов или апостол Фома, чьи сомнения не только не были отвергнуты, но были вознаграждены. Думается, что вполне реальна и обратная ситуация: при всех правильно построенных научно-богословских трудах и внешнем традиционализме их авторов, ставящих задачу хранить «чистое Православие» и бороться против «модернизма», внутренне таких охранителей вполне могут подтачивать немалые сомнения, от которых они пытаются укрыться в полемике или в бегстве от реальности от живой меняющейся или развивающейся жизни за разными канонами и богословскими схемами.

Почему Фома сомневался, не доверяя свидетельствам других учеников Христа? Тут уместно вспомнить, что при повествованиях о Воскресении Христа апостолы утвердились в вере совсем не сразу. Когда жены-мироносицы им об этом засвидетельствовали, их слова им показались настоящим бредом, вздором (именно так следует переводить слово ληρος в Лк. 24: 11; в синодальном переводе смягчено ("и показались им слова их пустыми"), в славянском употреблено слово "лжа"). Затем Самому Христу пришлось убеждать учеников в том, что Он не простой дух покойника! По версии эпилога евангелия Марка, Он "упрекал их за неверие и жестокосердие" (16: 14). Но тогда вовсе не мудрено, что пытливому Фоме свидетельство других учеников могло показаться совсем не убедительным! На это обращал внимание митр. Антоний Сурожский.

Наше свидетельство веры 2000 лет спустя тем более может быть не всегда убедительным. И ясно, что люди типа Фомы, которым надо во всем дойти до сути самостоятельно, не доверяясь свидетельствам других сразу, будь это святые отцы прошлого или популярные проповедники настоящего, будут всегда, и их число будет только увеличиваться. Но это совсем не плохо, это вполне промыслительно! Конечно, всем сомневающимся в Воскресении Иисус не будет являться так, как Он явился однажды Фоме. Но, как говорил Иисус, "всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". В свои времена и сроки для каждого...
Tags: богослужение, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments