pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

На развилке

В какие-то периоды история приобретает неопределенное течение, приближаясь к "узловым" моментам, когда ситуация может или пойти по разным вариантам, или принять вовсе непредсказуемый характер, или сохранить свое прежнее течение. Сейчас, похоже, мы находимся перед такой очередной развилкой. И в общественной жизни в целом, и в церковной, в частности.

Прошедшие 16 лет периода относительной стабильности оказались весьма неоднозначными по своим последствиям. Их любят противопоставлять 1990-м, и справедливо. Но с другой стороны, худшее наследие тех лет не преодолено, а лишь "подкрашено", частично спрятано или приспособлено под текущий момент. Ностальгию по советским временам и Сталину можно вполне объяснить, исходя из шока и испытанного унижения в те же 90-е. Но если в советские времена было какое-то развитие (до конца 1960-х годов как минимум), маячили пусть и призрачные, но перспективы, ради которых люди были готовы трудиться и испытывать некоторые личные трудности и неудобства, то сейчас таких перспектив практически не вырисовывается. Объединяющей многих разных людей общей идеи сейчас не находится, кроме реваншизма и шапкозакидательства с "дружбой против", а "духовные скрепы" в нынешнем варианте выглядят как-то не очень убедительно скрепляющими.

Нынешнюю ситуацию можно вполне уподобить "застою" брежневских времен, после которого много времени было упущено безвозвратно, и в результате в 1991 г. случилось то, что случилось. Одни и те же странные процессы, мягко скажем, происходят и в церковной структуре, и в образовании, и в медицине, и в культуре. Когда выдвигаются и пользуются спросом прежде всего "эффективные менеджеры", особенно в условиях нынешнего кризиса, которые бы умели регулировать денежные потоки и собирать прибыль. А конкретные живые люди, специалисты с их многолетним опытом (врачи, учителя, музейные работники, священники) и те, кто из нас к ним обращается, - "по боку", ими можно пренебречь. Если эта тенденция победит при полном пассивном попустительстве народа - никакого будущего у нас нет, всё только будет загнивать ускоренными темпами.

В церковной жизни аналогичная картина еще усугубляется тем, что доверие к священноначалию в последние годы оказалось сильно подорванным. Романтизм новообращенных в православие в начале 1990-х или конце 1980-х выветрился окончательно и совершенно. Сейчас кто-то приходит в церкви из новых людей, кто-то, наоборот, уходит из прежних "старых", и в целом равновесие достигнуто, но при этом доля сознательно православных верующих не превышает 1-3 % всего населения; в отдельных регионах это число может быть и побольше. Но влияние церковных людей на общую жизнь в стране более чем скромное. Впрочем, это не самое существенное. Гораздо значительнее то, что единства по многим вопросам среди этих оставшихся 1-3-5 процентов нисколько не наблюдается. Если светское общество в целом аморфно и раздроблено, то церковное и подавно.

Прошедшая историческая встреча патриарха Московского Кирилла и папы Римского Франциска взбудоражила определенную часть православных, а именно, фундаменталистскую субкультуру РПЦ, и вот уже несколько монастырей в Молдавии отказались поминать патриарха, затем последовал украинский епископ Лонгин, затем мой знакомый диакон Геннадий Кондрашов, теперь еще монастырь в Ровно, и, наверно, еще будут десятки подобных демаршей. Стандартные обвинения, следующие в таких однообразных и копирующих друг друга письмах и заявлениях насчет "всеереси экуменизма", повторять неинтересно. Вопрос, перейдет ли это количество в новое качество, когда, допустим, в России найдется не один епископ по типу Диомида в 2008 г., а несколько, и попытаются подобное движение возглавить? Кажется маловероятным, учитывая повязанность в целом архиереев с властью, а власть отнюдь не разделяет "святоотеческие ценности" и фундаменталистскую идеологию, она прагматична. Но если найдется один или чуть больше епископов, которые решат проявить инициативу и определенную независимость, учитывая то, что на последнем Архиерейском соборе их ни намеком не поставили в известность о предстоящей встрече с папой, то вот уже и раскольчик фактически будет готов. В особенности если против оппозиционеров начнут применять разные санкции, как это обычно до сих пор делалось. С другой стороны, весь "пар" может в скором времени быстро выдохнуться. Какова вероятность того или другого исхода? Второй исход (пар выдохнется) очевидно более вероятен, но, как известно, пожар может возникнуть из одной маленькой искры. А некоторые предпосылки к нему уже созданы. Теперь многое зависит от того, как поведут себя на местах епископы по отношению к мятежникам. Силовые административные меры вряд ли что решат, но лишь укрепят у оппозиционеров чувство собственной правоты и готовность пострадать за правду, так, как они её понимают. В общем, впереди - развилка с её непредсказуемостью. И чисто российской альтернативой: направо пойдешь - ... налево пойдешь... - прямо пойдешь... - ?.
Впрочем, охотников, предрекающих конец России как таковой, находится не меньше, чем тех, кто уже десятки лет вопит о "конце Европы" и крахе "загнивающего Запада". Вопреки очень многим негативным факторам, Россия чудом выживала в разные незавидные периоды своей истории. Конечно, хотелось бы, чтобы сейчас это было не только "вопреки", но и "благодаря" чему-то более заметному положительному и конструктивному, исходящему снизу.
Tags: жизнь, история, политика, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments