pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

На развилке

В какие-то периоды история приобретает неопределенное течение, приближаясь к "узловым" моментам, когда ситуация может или пойти по разным вариантам, или принять вовсе непредсказуемый характер, или сохранить свое прежнее течение. Сейчас, похоже, мы находимся перед такой очередной развилкой. И в общественной жизни в целом, и в церковной, в частности.

Прошедшие 16 лет периода относительной стабильности оказались весьма неоднозначными по своим последствиям. Их любят противопоставлять 1990-м, и справедливо. Но с другой стороны, худшее наследие тех лет не преодолено, а лишь "подкрашено", частично спрятано или приспособлено под текущий момент. Ностальгию по советским временам и Сталину можно вполне объяснить, исходя из шока и испытанного унижения в те же 90-е. Но если в советские времена было какое-то развитие (до конца 1960-х годов как минимум), маячили пусть и призрачные, но перспективы, ради которых люди были готовы трудиться и испытывать некоторые личные трудности и неудобства, то сейчас таких перспектив практически не вырисовывается. Объединяющей многих разных людей общей идеи сейчас не находится, кроме реваншизма и шапкозакидательства с "дружбой против", а "духовные скрепы" в нынешнем варианте выглядят как-то не очень убедительно скрепляющими.

Нынешнюю ситуацию можно вполне уподобить "застою" брежневских времен, после которого много времени было упущено безвозвратно, и в результате в 1991 г. случилось то, что случилось. Одни и те же странные процессы, мягко скажем, происходят и в церковной структуре, и в образовании, и в медицине, и в культуре. Когда выдвигаются и пользуются спросом прежде всего "эффективные менеджеры", особенно в условиях нынешнего кризиса, которые бы умели регулировать денежные потоки и собирать прибыль. А конкретные живые люди, специалисты с их многолетним опытом (врачи, учителя, музейные работники, священники) и те, кто из нас к ним обращается, - "по боку", ими можно пренебречь. Если эта тенденция победит при полном пассивном попустительстве народа - никакого будущего у нас нет, всё только будет загнивать ускоренными темпами.

В церковной жизни аналогичная картина еще усугубляется тем, что доверие к священноначалию в последние годы оказалось сильно подорванным. Романтизм новообращенных в православие в начале 1990-х или конце 1980-х выветрился окончательно и совершенно. Сейчас кто-то приходит в церкви из новых людей, кто-то, наоборот, уходит из прежних "старых", и в целом равновесие достигнуто, но при этом доля сознательно православных верующих не превышает 1-3 % всего населения; в отдельных регионах это число может быть и побольше. Но влияние церковных людей на общую жизнь в стране более чем скромное. Впрочем, это не самое существенное. Гораздо значительнее то, что единства по многим вопросам среди этих оставшихся 1-3-5 процентов нисколько не наблюдается. Если светское общество в целом аморфно и раздроблено, то церковное и подавно.

Прошедшая историческая встреча патриарха Московского Кирилла и папы Римского Франциска взбудоражила определенную часть православных, а именно, фундаменталистскую субкультуру РПЦ, и вот уже несколько монастырей в Молдавии отказались поминать патриарха, затем последовал украинский епископ Лонгин, затем мой знакомый диакон Геннадий Кондрашов, теперь еще монастырь в Ровно, и, наверно, еще будут десятки подобных демаршей. Стандартные обвинения, следующие в таких однообразных и копирующих друг друга письмах и заявлениях насчет "всеереси экуменизма", повторять неинтересно. Вопрос, перейдет ли это количество в новое качество, когда, допустим, в России найдется не один епископ по типу Диомида в 2008 г., а несколько, и попытаются подобное движение возглавить? Кажется маловероятным, учитывая повязанность в целом архиереев с властью, а власть отнюдь не разделяет "святоотеческие ценности" и фундаменталистскую идеологию, она прагматична. Но если найдется один или чуть больше епископов, которые решат проявить инициативу и определенную независимость, учитывая то, что на последнем Архиерейском соборе их ни намеком не поставили в известность о предстоящей встрече с папой, то вот уже и раскольчик фактически будет готов. В особенности если против оппозиционеров начнут применять разные санкции, как это обычно до сих пор делалось. С другой стороны, весь "пар" может в скором времени быстро выдохнуться. Какова вероятность того или другого исхода? Второй исход (пар выдохнется) очевидно более вероятен, но, как известно, пожар может возникнуть из одной маленькой искры. А некоторые предпосылки к нему уже созданы. Теперь многое зависит от того, как поведут себя на местах епископы по отношению к мятежникам. Силовые административные меры вряд ли что решат, но лишь укрепят у оппозиционеров чувство собственной правоты и готовность пострадать за правду, так, как они её понимают. В общем, впереди - развилка с её непредсказуемостью. И чисто российской альтернативой: направо пойдешь - ... налево пойдешь... - прямо пойдешь... - ?.
Впрочем, охотников, предрекающих конец России как таковой, находится не меньше, чем тех, кто уже десятки лет вопит о "конце Европы" и крахе "загнивающего Запада". Вопреки очень многим негативным факторам, Россия чудом выживала в разные незавидные периоды своей истории. Конечно, хотелось бы, чтобы сейчас это было не только "вопреки", но и "благодаря" чему-то более заметному положительному и конструктивному, исходящему снизу.
Tags: жизнь, история, политика, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments