pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Дополнение к теме об осуждении (от 30 марта)

Как уже отмечено было в некоторых комментариях той темы, здесь есть некоторый диссонанс между Писанием и тем, что пишет, к примеру, авва Дорофей и что стало классикой всех последующих святоотеческих рекомендаций. Апостол Павел весьма четко выражает: "Я вам писал в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы нам выйти из мира, но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5: 9-11). Между тем авва Дорофей учит:
"Иное дело злословить или порицать, иное осуждать или уничижать. Порицать - значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд... Вот такой злословил брата, т.е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать - значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он такой-то, и осудил его, как такого; а это тяжкий грех". Ну тогда получается по этой логике, что апостол Павел только и делал, что осуждал! Или Иоанн Креститель, говоря "порождения ехиднины". Да и Христос, говоря фарисеям "безумные и слепые"... Всё-таки решающую роль везде играет намерение сердца (отвергающее поведение человека, но желающее самому человеку исправления и спасения) и справедливость вынесенного суда о человеке. Последующая же святоотеческая модель нередко становилась предметом манипулирования власть предержащими своих подчиненных. "Ты кто такой, чтобы судить нас? Это тяжкий грех, ведущий в геенну!"
Tags: жизнь церковная, полемика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments