pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Бытие 8: 4-21

Сегодняшнее календарное чтение, об окончании потопа и выходе Ноя с семейством из ковчега.

Три года назад я давал ссылку на заметку А. Десницкого
Был ли всемирный потоп всемирным?, с кратким замечанием о том, что если все животные были собраны в ковчеге Ноя, а сам ковчег плавал по водам не один месяц, а целый год, то как все они могли ужиться друг с другом, в частности, хищники и те, кого они поедали? С точки зрения элементарных сведений, о которых известно не только ученым, эта ситуация немыслима. Она мыслима лишь в сакральном пространстве, проекция которого как раз дана на страницах первой библейской книги. Запись тогда вызвала оживленное обсуждение и собрала более 200 комментариев, где выступали в том числе и сторонники буквального понимания.
Вообще тексты такого жанра всё-таки иконичные или иконописные. Подобно тому, как мы смотрим на иконы и понимаем, что это не фотографические изображения и не рисунки в стиле реалистической живописи, так и вовсе не требуется от начала и до конца воспринимать повествование о творении мира или о потопе в смысле "как оно было на самом деле". Но также и не следует воспринимать это как простой миф, подобный разным мифам древней Греции. Ядро этого и других повествований, очевидно, богодухновенно, но богодухновенность не означает математическую точность и безошибочность. Так же как символическое и достаточно условное письмо иконы, при нарушении реалистических пропорций в фигурах святых, не отменяет её ценность и в интерьере храма, и саму по себе как плод "умозрения в красках".

Кстати, даже исходя из самого текста о потопе, как он есть, то есть буквального прочтения, можно заметить одну любопытную деталь.

Ной выпускает сначала ворона, потом голубя, и они возвращаются обратно, поскольку земля еще не высохла. В первый раз "голубь не нашел места покоя для ног своих", ибо "вода была еще на поверхности всей земли" (Быт. 8, 9). Прошло семь дней (число условно-символическое, иконописное), Ной пускает голубя снова. Голубь возвращается по прошествии целого дня, в вечернее время, и уже "свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли" (8, 11). Символический смысл этой детали хорошо известен с древних времен - это знамение примирения, своего рода радостная весть о том, что скоро Ной выйдет на свободу. Этот эпизод упоминается и в чине крещения. Но спрашивается, откуда могла взяться олива со свежими листьями, если только что, семью днями ранее, вода была "еще на поверхности всей земли"? Очевидно, возможен только единственный ответ - даже на ближайшей территории могли сохраниться какие-то возвышенные участки земли, которые не были затронуты потопом. Один из иудейских толкователей, Б.И. Берман, кстати, об этом как раз и пишет:
"Потоп продолжался год. Откуда же голубка могла взять несгнивший лист оливы? Или на Земле осталось место, не прошедшее обработку Мабулем? (מַּבּ֣וּל - потоп (свящ. Ф.)). Тогда в этом месте человек связан с Землею изначальной связью, как до Мабуля. Это то место, которое связано с Ган Эден (Эдемским садом - свящ. Ф.) и на котором будет воздвигнут Храм."

Как понимать в целом это повествование с чисто христианской точки зрения, учитывая пришествие Христа, Который, как известно, "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит"? Который в ответ на желание ревностных учеников по примеру пророка Илии низвести огонь с неба на отвергнувших их самарян заметил: "Не знаете, какого вы духа"?..

Весь мир несет отпечаток Божества, и даже неодушевленная природа пронизана божественными энергиями. Энергии - это и Сам Бог, и нет. Они и тварны, и нетварны. Здесь антиномия. Энергия - скорее безличная сила, которую иногда можно как-то целенаправленно использовать тем людям, кому это дано, у кого есть соответствующие способности (как было в случае с пророком Илией или теми же учениками, прозванными "Воанергес"). А в случае неживой природы, при накоплении избыточной уже "отрицательной" и отнюдь не божественной энергии в мире от людей, эта природа начинает непредсказуемо реагировать. Потому-то в Писании и звучат разные предостережения о стихийных бедствиях, и даже о том, что светила небесные померкнут и т.д. - от пророческих предостережений до евангельских и тех, что в Апокалипсисе. Фактически повествование о потопе говорит о том, что мир в принципе может возвратиться к своему исходному состоянию, то есть тому, которое было при начале его творения! "Земля же была безвидна и пуста" и т.д. И это, пожалуй, совсем уж не шутка и не выдумка... И здесь всё зависит от самих людей, и не в последнюю очередь от их бережного отношения к врученному им миру, в противовес чисто алчному и потребительскому подходу. Необдуманное вмешательство в окружающую среду с разными "поворотами рек" уже приводило к экологическим и прочим локальным кризисам. На очереди - так наз. глобальное потепление с его определенной разбалансировкой климата, когда вероятность возникновения разных ураганов, торнадо, ливней и прочих неблагоприятных атмосферных явлений также увеличивается, в том числе и в тех регионах, для которых эти явления совсем не типичны.

Впрочем, потоп все равно остается в своем роде уникальным явлением. Писание обещает, что другого похожего больше не будет: "...и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал..." (8, 21). А что, раньше Господу это не было понятно?.. Он не смог просчитать и предвидеть все возможные последствия? :))
Ну ясно же, что язык здесь совсем уж антропоморфный. Но эти антропоморфизмы - палка о двух концах, их нельзя просто так взять и отвергнуть. Они не значат, конечно же, что Бог одержим страстями, как это бывает с людьми, но свидетельствуют о важной черте: Бог все-таки не философский абсолют, не "Бог философов и ученых", не просто "неизменный" или "бесстрастный" в каком-то холодно-рациональном смысле. Он - Бог Живой. Он познается в динамике, а не в статике. Он по-своему переживает о том, что творится на Земле. Человек, если несет в себе "образ и подобие Божие", может быть подобным Богу в его лучших качествах и действиях, и между человеком и Богом не только пропасть, с одной стороны, но и связь, и очевидный "мостик", с другой.
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments