pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Бытие 8: 4-21

Сегодняшнее календарное чтение, об окончании потопа и выходе Ноя с семейством из ковчега.

Три года назад я давал ссылку на заметку А. Десницкого
Был ли всемирный потоп всемирным?, с кратким замечанием о том, что если все животные были собраны в ковчеге Ноя, а сам ковчег плавал по водам не один месяц, а целый год, то как все они могли ужиться друг с другом, в частности, хищники и те, кого они поедали? С точки зрения элементарных сведений, о которых известно не только ученым, эта ситуация немыслима. Она мыслима лишь в сакральном пространстве, проекция которого как раз дана на страницах первой библейской книги. Запись тогда вызвала оживленное обсуждение и собрала более 200 комментариев, где выступали в том числе и сторонники буквального понимания.
Вообще тексты такого жанра всё-таки иконичные или иконописные. Подобно тому, как мы смотрим на иконы и понимаем, что это не фотографические изображения и не рисунки в стиле реалистической живописи, так и вовсе не требуется от начала и до конца воспринимать повествование о творении мира или о потопе в смысле "как оно было на самом деле". Но также и не следует воспринимать это как простой миф, подобный разным мифам древней Греции. Ядро этого и других повествований, очевидно, богодухновенно, но богодухновенность не означает математическую точность и безошибочность. Так же как символическое и достаточно условное письмо иконы, при нарушении реалистических пропорций в фигурах святых, не отменяет её ценность и в интерьере храма, и саму по себе как плод "умозрения в красках".

Кстати, даже исходя из самого текста о потопе, как он есть, то есть буквального прочтения, можно заметить одну любопытную деталь.

Ной выпускает сначала ворона, потом голубя, и они возвращаются обратно, поскольку земля еще не высохла. В первый раз "голубь не нашел места покоя для ног своих", ибо "вода была еще на поверхности всей земли" (Быт. 8, 9). Прошло семь дней (число условно-символическое, иконописное), Ной пускает голубя снова. Голубь возвращается по прошествии целого дня, в вечернее время, и уже "свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли" (8, 11). Символический смысл этой детали хорошо известен с древних времен - это знамение примирения, своего рода радостная весть о том, что скоро Ной выйдет на свободу. Этот эпизод упоминается и в чине крещения. Но спрашивается, откуда могла взяться олива со свежими листьями, если только что, семью днями ранее, вода была "еще на поверхности всей земли"? Очевидно, возможен только единственный ответ - даже на ближайшей территории могли сохраниться какие-то возвышенные участки земли, которые не были затронуты потопом. Один из иудейских толкователей, Б.И. Берман, кстати, об этом как раз и пишет:
"Потоп продолжался год. Откуда же голубка могла взять несгнивший лист оливы? Или на Земле осталось место, не прошедшее обработку Мабулем? (מַּבּ֣וּל - потоп (свящ. Ф.)). Тогда в этом месте человек связан с Землею изначальной связью, как до Мабуля. Это то место, которое связано с Ган Эден (Эдемским садом - свящ. Ф.) и на котором будет воздвигнут Храм."

Как понимать в целом это повествование с чисто христианской точки зрения, учитывая пришествие Христа, Который, как известно, "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит"? Который в ответ на желание ревностных учеников по примеру пророка Илии низвести огонь с неба на отвергнувших их самарян заметил: "Не знаете, какого вы духа"?..

Весь мир несет отпечаток Божества, и даже неодушевленная природа пронизана божественными энергиями. Энергии - это и Сам Бог, и нет. Они и тварны, и нетварны. Здесь антиномия. Энергия - скорее безличная сила, которую иногда можно как-то целенаправленно использовать тем людям, кому это дано, у кого есть соответствующие способности (как было в случае с пророком Илией или теми же учениками, прозванными "Воанергес"). А в случае неживой природы, при накоплении избыточной уже "отрицательной" и отнюдь не божественной энергии в мире от людей, эта природа начинает непредсказуемо реагировать. Потому-то в Писании и звучат разные предостережения о стихийных бедствиях, и даже о том, что светила небесные померкнут и т.д. - от пророческих предостережений до евангельских и тех, что в Апокалипсисе. Фактически повествование о потопе говорит о том, что мир в принципе может возвратиться к своему исходному состоянию, то есть тому, которое было при начале его творения! "Земля же была безвидна и пуста" и т.д. И это, пожалуй, совсем уж не шутка и не выдумка... И здесь всё зависит от самих людей, и не в последнюю очередь от их бережного отношения к врученному им миру, в противовес чисто алчному и потребительскому подходу. Необдуманное вмешательство в окружающую среду с разными "поворотами рек" уже приводило к экологическим и прочим локальным кризисам. На очереди - так наз. глобальное потепление с его определенной разбалансировкой климата, когда вероятность возникновения разных ураганов, торнадо, ливней и прочих неблагоприятных атмосферных явлений также увеличивается, в том числе и в тех регионах, для которых эти явления совсем не типичны.

Впрочем, потоп все равно остается в своем роде уникальным явлением. Писание обещает, что другого похожего больше не будет: "...и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал..." (8, 21). А что, раньше Господу это не было понятно?.. Он не смог просчитать и предвидеть все возможные последствия? :))
Ну ясно же, что язык здесь совсем уж антропоморфный. Но эти антропоморфизмы - палка о двух концах, их нельзя просто так взять и отвергнуть. Они не значат, конечно же, что Бог одержим страстями, как это бывает с людьми, но свидетельствуют о важной черте: Бог все-таки не философский абсолют, не "Бог философов и ученых", не просто "неизменный" или "бесстрастный" в каком-то холодно-рациональном смысле. Он - Бог Живой. Он познается в динамике, а не в статике. Он по-своему переживает о том, что творится на Земле. Человек, если несет в себе "образ и подобие Божие", может быть подобным Богу в его лучших качествах и действиях, и между человеком и Богом не только пропасть, с одной стороны, но и связь, и очевидный "мостик", с другой.
Tags: библия, богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments