pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"...и не осуждати брата моего..." Что это значит?

В великопостной молитве, звучащей ныне на богослужениях, от лица каждого молящегося возглашается в том числе просьба о том, чтобы лучше видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего. Но что такое осуждение?..
За 18 лет священства, выслушивая многие разные исповеди и частые признания в осуждении, я со временем (около 10 лет назад) начал интересоваться, а как тот или та, кто признается в осуждении, понимает само это слово. И лишь только всё больше убеждался, что понимают многие совершенно по-разному. А как понимаете лично вы, что такое осуждение и когда оно проявляется?

Разные мнения и оттенки мнений по этому вопросу, судя по всему, неизбежны. Как и вообще по многим емким и базовым понятиям. Что, например, такое любовь? Многие чувствуют её как некую самоочевидную вещь, но не всегда могут выразить. И пониманий любви и её многочисленных оттенков также можно найти сколь угодно много.

Легче сказать, какое понимание осуждения явно не правильное. Если я с кем-то не согласен, притом это несогласие может быть острым, или я могу быть возмущен чьим-то поведением или каким-то отдельным поступком, значит ли это, что я непременно осуждаю?.. Нет, совсем не значит. Должны ли мы непременно соглашаться с беззакониями вокруг нас? Или попустительствовать чьему-то хамскому поведению, закрывая на это глаза или отводя их в сторону под предлогом "неосуждения"? Очевидно нет. Да, мы не всегда можем или находим в себе силы выступить или вмешаться в подобные ситуации, но это уже другой вопрос (то есть, всегда ли бывает подходящее время для таких выступлений, или что лично я могу изменить в данном случае). Но делать вид, что меня это никак не касается, и благочестиво прятать, как страус, голову в песок, благоразумно ли и по-христиански?

Есть ведь в Евангелии рекомендация: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами свидетелей подтвердилось всякое слово..." (Мф. 18: 15-16). Разумеется, эта рекомендация касается прежде всего отношений внутри церковной общины, но в некоторых случаях вполне можно применить её и в светских коллективах, кроме, естественно, последующих призывов ("скажи церкви" или "да будет он тебе как язычник и мытарь"). Почему-то эти слова вспоминаются только в связи с разными ересями в воскресенье Торжества Православия... Но менее всего здесь речь идет о каких-то идейных и доктринальных конфликтах! Кроме того, слова "против тебя" отсутствуют в большинстве дошедших до нас древних списков, где читается просто: "если согрешит брат твой..." "Против тебя" лично - лишь частный случай; или же, если лично не против тебя, то уже и не надо совсем вмешиваться?

Итак, обличение позволяется и даже рекомендуется. Чем оно отличается от осуждения? Разумеется, мотивацией и внутренним состоянием того, кто берется обличать. По форме, по сказанным словам то и другое может быть совершенно одинаковым. По сути - разнонаправленным. Одни и те же слова, резкие или не очень, можно произнести как с осуждением, так и без. Всё зависит от внутреннего состояния. Если оно не мирное в том смысле, что мы полны злобы или гнева, когда вышли из себя (мира как безмятежного и совершенно спокойного состояния тут заведомо не предвидится, но и не о таком мире речь), то лучше за обличение не браться. Если беремся обличать без сочувствия и попытки понять человека, мы скорее его осудим. Если обличаем пристрастно, предвзято, несправедливо - аналогично. Обойтись ли иной раз совсем без возмущения внутри? Вряд ли это реально, но само по себе возмущение может быть вполне уместным и неизбежным. И это еще не свидетельствует об осуждении. Иначе тогда Христос только и делал, что осуждал, говоря весьма резкие слова в адрес самых "православных" людей того времени, фарисеев и книжников. Кстати, любопытно отметить, как в одном случае Он предупреждает, что "кто скажет: "безумный"(Μωρέ), подлежит геенне огненной" (Мф. 5, 22), а в другом Сам говорит: "Безумные и слепые" (μωροι και τυφλοί - Мф. 23, 17).

Нам со стороны часто может казаться, что другие кого-то осуждают. И это тоже отнюдь не всегда ясно и очевидно. Мы не всегда можем судить о внутреннем состоянии и о мотивах других людей. И если нам иногда и самим не вполне ясно, осуждаем ли мы или просто отвергаем конкретный поступок человека или его поведение, то тем более не можем судить об этом за других.

И еще, очень часто любят цитировать известные слова из Нагорной проповеди "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7, 2). И к месту, и не очень. И, как правило, забывают о дальнейшем продолжении этой фразы: "ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Так вот, в этом-то всё и дело - в той мере, с которой мы беремся судить. Справедлива ли эта мера, взвешена ли она, обоснована и т.д. Вообще не судить, не оценивать, - не возможно. Но мы часто имеем крайности или полярности в российской действительности - либо люди боятся или избегают хоть слово сказать, в том числе, чтобы "по-православному" и благочестиво сохранить себя чистенькими, либо, наоборот, пускаются во все тяжкие и клеймят оппонентов направо-налево...

Согласны ли вы с выше написанным, и захотите ли дополнить?
Tags: богослужение, жизнь, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments