pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Ключ к Великому канону Андрея Критского

В первые четыре дня великопостного пути нам предлагается прослушать Великий канон преподобного Андрея, архиепископа Критского, в котором иногда можно встретить не очень понятные по своей тональности фразы.

Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших умом и словом, и произволением и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда
(из покаянного канона прп. Андрея Критского, понедельник, песнь 4-я)

(Рус. перевод: «Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых бы я, Спаситель, не погрешил умом, и словом, и произволением, и намерением, и мыслью, и делом согрешил, как никто иной никогда»).

А как вообще это понимать?.. Похоже, именно отсюда и появляются, пусть карикатурно, среди наших бабушек заявления на исповедях типа: «Ой, батюшка, во всем грешна»!

Ключевой момент этой покаянной поэзии, как думается, в личной судьбе архиепископа Критского Андрея. Как можно прочесть в одной из статей «Православной энциклопедии»,

«По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом, будущим. Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впоследствии А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона».

Как пастырь многих душ, ответственный за них, кому больше вручено, чем всем остальным, он и мог из глубины сердца написать именно так. И в этом плане он действительно согрешил, как никто другой, хотя и до него, и после него случались аналогичные проявления человеческой слабости, проявлявшейся в компромиссах с сильными мира сего.

И все мы, хотя и повторяем грехи как наши предшественников, так и друг друга (грехи в общем у всех одинаковы), но положение каждого из нас по отношению к своим грехам воистину уникально. И его нельзя прочувствовать объективно, в сравнении с другими людьми, на фоне многих из которых мы можем выглядеть вполне неплохо. Его можно прочувствовать только в личной встрече с Христом. И только тогда, когда осознаешь свое призвание и его высоту, в сравнении с которой не поднялся еще ни на миллиметр.

Нам, христианам, много дано, но как мы используем то, что вверено нам? Негодный раб из притчи о талантах, по крайней мере, если и не умножил то, что вверил ему господин его, и не получил от него одобрения, то хоть сохранил вверенное. А я сам, боюсь, что не сохраняю и того, что мне было поручено. Если иногда и умножаю, то быстро растрачиваю…

Отсюда, только отсюда могут рождаться признания, подобные этому:

«Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою! Смилуйся надо мной: ибо нет грешника между людьми, которого я не превзошел согрешениями» (вторник, песнь 3-я).

Отсюда нет никакой надежды на собственные усилия, но только на любовь Божью, безмерную, как океан, в сравнении с которым не может быть даже число песчинок песка морского.

Покаяние мытарей и блудниц было спасительным и возрождающим именно потому, что они почувствовали это и уверовали во Христа как любовь, перед которой не стыдно припасть к ногам и пролить слезы. Но оно не имеет ничего общего с садомазохистским копанием в себе и перечислением одних и тех же мелких грехов («отцеживание комара» по Мф. 23, 24) от исповеди к исповеди, как это нередко в нашем церковно-приходском быту встречается.

Подробнее здесь:
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments