pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Предпостовое. Про Масленицу

Хорошая и живая заметка по этому поводу, не моя.
Пусть не со всем читатели могут согласиться здесь, но кое-какие акценты вспомнить не помешает.


ПРО СУФФИКСЫ -ЕН И- ЯН, МАСЛЕНИЦУ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПРО ПОИСКИ СМЫСЛА
Знаете ли вы, почему рыба - маслЯная, но сейчас - МаслЕница?
Все очень просто!
Из параграфа 40 у Розенталя:
"Следует различать прилагательные:
а) масляный (для масла, из масла, на масле), например: масляный выключатель, масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска;
б) масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом), например: масленые руки, масленая каша, масленый блин; в переносном значении: масленые глаза; также: масленая неделя – масленица.
Таким образом, маслЯная раба означает, что масло присуще самому составу рыбы, самой ее сути. Маслом рыбу никто специально не мазал, масло само в ней образуется. А МаслЕная неделя, или МаслЕница - это неделя, которую мы помаслили, неделя, когда мы мажем маслом блины. Масло не присуще природе недели, но попадает на неделю как бы извне благодаря нашим усилиям. Поэтому суффикс другой.
Казалось бы, просто разные суффиксы - ян или ен - а сколько смысла!
Не удержусь все-таки от богословского комментария: на самом деле эта неделя по церковному каледнарю называется вовсе не Масленицей, а Неделей о Страшном Суде, а сырная она потому, что пост на мясо уже начался, мясо православные уже не кушают, и осталась еще неделя, чтобы все молочное из погреба доесть, чтобы к Великому Посту ничего не осталось в закромах.

В эту неделю воспоминают о Страшном Суде, чтобы суметь всех простить в Прощеное Воскресенье и войти в Великий пост уже и без мяса, и без сыра. Так что блины блинами, масло маслом, а воспоминаем Страшный Суд и готовимся к покаянию.
Пост в христианской традиции произошел не от того, что люди духовные знали о необходимости очищать организм для пущего покаяния и молитвенной проницаемости, а от того, что более обсепеченные общины 1-3 веков устраивали сбор средств в пользу менее обеспеченных и гонимых христианских общин. И чтобы сделать подарок братьям и сестрам к празднику Пасхи, христиане первых веков отказывались от самого дорогого по тем временам продукта - от мяса. Мясо было очень и очень дорого, поскольку пока Византия не приняла христианство в 4 веке, на рынках было много дешевого, но идоложертвенного мяса, которое христиане старались не есть, а мясо не идоложертвенное было очень редким и дорогим продуктом. И вот, отказавшись от мяса, христиане собирали приличную сумму и отправляли в другие города, где общины были бедными.
Этот первоначальный смысл многодневного поста перед Пасхой в наше время полностью утерян, поскольку полноценно питаться без мяса в наше время значительно дороже, чем полноценно питаться с мясом, никакой экономии не получается, если, например, вместо сыра кушать тофу, вместо животного белка - растительный. Только представьте себе, сколько в этой древней Византии было различных фруктов и овощей, насколько отличается ее климат от нашего! Полноценно питаться без мяса в Византии было легко, а вот в суровой России все совсем иначе. Тем более в наше время. Поэтому люди, которые много лет соблюдают посты по православному календарю, либо тратят на это много денег и гастрономических усилий, либо из-за дисбаланса белков и углеводов в диете довольно скоро получают расшатанную эндокринную систему вплоть до диабета + теряют зубы из-за регулярной недостачи кальция и фосфора. Так что не тычте пальцем в толстых православных батюшек, граждане, это не от хорошей жизни, а как раз ровно наоборот.
Никакими очищениями христиане первых веков озабочены вообще не были. Зачем христианам было думать об очищении, если они уже получили Духа Святого благодаря Воскресшему Господу?
Все эти смыслы про очищение и энергии перекочевали в христианство гораздо позже из различных (глубоко уважаемых мною) иных религиозных традиций.
Когда Византия стала христианской империей, уставы монастырские были записаны в толстые и внушительные книги. И на Русь все эти календари и уставы приехали уже в виде этих книг, которые никто к тому времени уже не имел дерзновения подвергать сомнению. (Хотя серьезные и кропотливые историки и богословы обращают все-таки внимание на факт, что уставы-то монастырские, не для мирян, Но с толстой древней книгой не очень поспорить малоавторитетному мирянину: у нее авторитет). И с тех пор календарь церковный дошел до наших дней в том виде и в тех толкованиях, в каких мы его на настоящий момент имеем. И не дерзаем критиковать, но пытаемся каким-то смыслом наделить. И Седмица о Страшном Суде, и вся весенняя великопостная традиция такова, какова она есть, с многочисленными ведическими, восточными, славянскими, экстрасенсистскими примесями об энергиях разной пищи и влиянии ее на человеческий организм и дух, и даже особом сложении планет в это время года, когда мясо становится вредным почему-то, - все это мы имеем неизвестно откуда в виде причудливого исторически сложившегося салата. Что, конечно, все имеет место быть там, где оно имеет место быть.
Людям часто кажется, что чем правильнее они все сумеют соблюсти, чем больше условий выполнить, тем больше им удастся то, чего им хочется. У нас есть потребность бежать от внутренней пустоты и простоты Откровения во много-много правил, в собственную важность от знания и выполнения этих правил.
Все дело в акцентах, в том, что стоит на первом плане: очень простое по сути своей Откровение о Воскресении и победе над злом и смертью - или что-то другое?
И не удержусь еще и от личного рассуждения на тему: если все-таки удастся всех простить в будущее Прощеное воскресенье, то, считай, уже и Воскресение Христово настало, и рыба, и масло (и мясо, прости Господи и не осудите люди добрые православные) в загашниках наших да поддержат наши силы в пору весеннего авитаминоза.
Вот так вдохновляет меня чтение Розенталя.

Наталия Вольных
Tags: богослужение, жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments