pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

В продолжение предыдущей темы

Меня не перестает удивлять еще следующее явление.
Как правило, строгие охранители веры и сторонники догматической точности весьма снисходительно смотрят на то, как в самих православных церквях (русской, греческих и т.д.) много людей пребывает в различных суевериях и вообще находится ниже любых классических ересей прошлого. Получаются какие-то странные "двойные стандарты": "своих", приходящих в храмы от случая к случаю, изредка исповедующихся и причащающихся, но не регулярных членов РПЦ, мы готовы принимать и не допытываться о догматической точности их веры, готовы молиться о них. В то же время о католиках или протестантах, которые ведут гораздо более христианский образ жизни по существу и знают Писание гораздо лучше многих православных, мы молиться не готовы, как и признавать, что мы едины с ними по многим духовным и богословским вопросам, тоже не готовы.

Как молиться с католиками или встречаться с их иерархами, так сразу вспоминаются какие-то там ископаемые правила о том, что "нельзя молиться с еретиками" (хотя о том, что католики еретики, не было и нет общеправославного консенсуса; во всяком случае, под ту категорию еретиков, которая подразумевалась в том древнем правиле, они никак не подпадают). Как в то же самое время молиться с теми, кто считает себя православными, но при этом совершенно не дотягивает до любых еретиков прошлого, этот вопрос никого особенно не беспокоит. Мы готовы мириться с их немощами? Хорошо, я только "ЗА", учитывая то, что если последовательно применять древние каноны к подавляющему большинству наших современных прихожан, то всех надо отлучать тогда от церковного общения - кого за нерегулярное посещение богослужений, кого за ереси или языческие суеверия. Поэтому принцип церковной икономии давно уже в ходу. Да в общем это и вполне соответствует духу Евангелия - ведь Христос пришел спасать не правильных людей, не праведников, а грешников. Но тогда почему в отношении добрых католиков и протестантов сразу же забывается тот же самый принцип икономии и элементарной христианской милости? Допустим, они в чем-то заблуждаются. Да, я сам тоже не разделяю кое-что из догматов РКЦ. Но почему суеверия "своих" мы готовы терпеть гораздо снисходительнее, чем какие-то разномыслия и разногласия тех, кто не с нами? В Евангелии от Луки, наоборот, четко сказано: "Кто не против вас, тот за вас" (9: 49-50).

На "Богослов.ру" принял участие в очередной полемике по этой же теме:
http://www.bogoslov.ru/text/4863654.html#comment4866783
Tags: жизнь церковная, полемика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments