pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

В продолжение предыдущей темы

Меня не перестает удивлять еще следующее явление.
Как правило, строгие охранители веры и сторонники догматической точности весьма снисходительно смотрят на то, как в самих православных церквях (русской, греческих и т.д.) много людей пребывает в различных суевериях и вообще находится ниже любых классических ересей прошлого. Получаются какие-то странные "двойные стандарты": "своих", приходящих в храмы от случая к случаю, изредка исповедующихся и причащающихся, но не регулярных членов РПЦ, мы готовы принимать и не допытываться о догматической точности их веры, готовы молиться о них. В то же время о католиках или протестантах, которые ведут гораздо более христианский образ жизни по существу и знают Писание гораздо лучше многих православных, мы молиться не готовы, как и признавать, что мы едины с ними по многим духовным и богословским вопросам, тоже не готовы.

Как молиться с католиками или встречаться с их иерархами, так сразу вспоминаются какие-то там ископаемые правила о том, что "нельзя молиться с еретиками" (хотя о том, что католики еретики, не было и нет общеправославного консенсуса; во всяком случае, под ту категорию еретиков, которая подразумевалась в том древнем правиле, они никак не подпадают). Как в то же самое время молиться с теми, кто считает себя православными, но при этом совершенно не дотягивает до любых еретиков прошлого, этот вопрос никого особенно не беспокоит. Мы готовы мириться с их немощами? Хорошо, я только "ЗА", учитывая то, что если последовательно применять древние каноны к подавляющему большинству наших современных прихожан, то всех надо отлучать тогда от церковного общения - кого за нерегулярное посещение богослужений, кого за ереси или языческие суеверия. Поэтому принцип церковной икономии давно уже в ходу. Да в общем это и вполне соответствует духу Евангелия - ведь Христос пришел спасать не правильных людей, не праведников, а грешников. Но тогда почему в отношении добрых католиков и протестантов сразу же забывается тот же самый принцип икономии и элементарной христианской милости? Допустим, они в чем-то заблуждаются. Да, я сам тоже не разделяю кое-что из догматов РКЦ. Но почему суеверия "своих" мы готовы терпеть гораздо снисходительнее, чем какие-то разномыслия и разногласия тех, кто не с нами? В Евангелии от Луки, наоборот, четко сказано: "Кто не против вас, тот за вас" (9: 49-50).

На "Богослов.ру" принял участие в очередной полемике по этой же теме:
http://www.bogoslov.ru/text/4863654.html#comment4866783
Tags: жизнь церковная, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments