pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Кто оправдается своей "правой верой"?

""Нас не спасет строгое соблюдение форм жизни, нас не спасет благочестие, – то благочестие, которое можно поставить в кавычки, не спасет молитва, если мы молимся недостойно. На Страшном суде, как ясно выступает из сегодняшнего евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались угодить Ему. Он спросит нас: были ли вы человечны – или не были? Когда вы видели голодного, обернулись ли вы к нему сердцем сострадающим, дали ли ему еду? Когда вы видели бездомного, подумали ли вы о том, как обеспечить ему крышу, немножко тепла, немножко защищенности? Когда нам сказали, что кто-то, может быть, знакомый нам, опозорил себя и попал в тюрьму, преодолели ли мы стыд, что мы – его (или ее) друг, и навестили ли его? Когда мы видели кого-то, кому могли дать свой излишек, лишнее пальто, лишний предмет, который имели – повернулись ли мы и дали ли его? И это – всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде.

Как я уже сказал, единственный Его вопрос – это: были ли вы человечны, в самом простом смысле, в каком бывает человечным любой язычник? Кто угодно может быть человечным, у кого есть сердце, способное отозваться. Если оно у вас есть, то двери для вас открыты, чтобы войти в Царство и приобщиться Богу, – не сакраментальным приобщением, а причастием более глубоким даже, чем Таинство, – стать едиными с Ним и вырасти в Храм Духа, в Тело Христово, в место Его Воплощенного Присутствия.

Но если мы были бесчеловечны, как мы можем думать о том, чтобы стать божественными? Как мы можем думать о том, чтобы быть причастниками Божественной природы, обладателями Духа Святого, живыми для вечности? Ничего этого не может сбыться.""
(митр. Антоний)
http://www.mitras.ru/archive/050305.htm

Но такое впечатление, что строгие сторонники догматической точности, ссылаясь на предшествующих отцов прошлого и говоря "Неужели святые, борясь и идя на смерть за правую веру в том числе в формулировках, боролись за призраки?", пытаются оправдаться перед Богом именно что своей правой "чистой" верой. Да, в Писании сказано справедливо, что делами мы не спасаемся и перед Богом не оправдываемся, а оправдываемся верой в Иисуса. Но в таком случае эта вера "действует любовью", а не ссылками на предыдущие авторитеты и постановления соборов, как на параграфы Уголовного Кодекса. Когда вера-действие подменяется верой-мировоззрением, она так или иначе отрывается от своего исходного живительного источника (и отцы прошлого, если увлекались чистой теорией и тем самым могли удаляться в чем-то от простоты Евангелия, могут ли в таком случае служить безупречным примером во всём?). Поскольку Иисус меньше всего имел в виду веру как мировоззрение! Он говорил простым людям "ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ", которые ничего не смыслили ни в философии Аристотеля, ни в двух природах и волях Богочеловека, ни в богословии иконы, ни в нетварном Фаворском свете. Об этом можно спорить в рамках определенной богословской области знания, где могут быть как верные суждения, так и не очень, и здесь святоотеческое богословие никак не помешает. Но это касается вообще любой науки, любой области знаний! Но к взаимоотношению с Богом и личному спасению это всё имеет весьма отдаленное отношение. Иначе первыми в Царство Божие шли бы прежде всего богословы-книжники.
Tags: богослужение, жизнь церковная, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments