pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Кто оправдается своей "правой верой"?

""Нас не спасет строгое соблюдение форм жизни, нас не спасет благочестие, – то благочестие, которое можно поставить в кавычки, не спасет молитва, если мы молимся недостойно. На Страшном суде, как ясно выступает из сегодняшнего евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались угодить Ему. Он спросит нас: были ли вы человечны – или не были? Когда вы видели голодного, обернулись ли вы к нему сердцем сострадающим, дали ли ему еду? Когда вы видели бездомного, подумали ли вы о том, как обеспечить ему крышу, немножко тепла, немножко защищенности? Когда нам сказали, что кто-то, может быть, знакомый нам, опозорил себя и попал в тюрьму, преодолели ли мы стыд, что мы – его (или ее) друг, и навестили ли его? Когда мы видели кого-то, кому могли дать свой излишек, лишнее пальто, лишний предмет, который имели – повернулись ли мы и дали ли его? И это – всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде.

Как я уже сказал, единственный Его вопрос – это: были ли вы человечны, в самом простом смысле, в каком бывает человечным любой язычник? Кто угодно может быть человечным, у кого есть сердце, способное отозваться. Если оно у вас есть, то двери для вас открыты, чтобы войти в Царство и приобщиться Богу, – не сакраментальным приобщением, а причастием более глубоким даже, чем Таинство, – стать едиными с Ним и вырасти в Храм Духа, в Тело Христово, в место Его Воплощенного Присутствия.

Но если мы были бесчеловечны, как мы можем думать о том, чтобы стать божественными? Как мы можем думать о том, чтобы быть причастниками Божественной природы, обладателями Духа Святого, живыми для вечности? Ничего этого не может сбыться.""
(митр. Антоний)
http://www.mitras.ru/archive/050305.htm

Но такое впечатление, что строгие сторонники догматической точности, ссылаясь на предшествующих отцов прошлого и говоря "Неужели святые, борясь и идя на смерть за правую веру в том числе в формулировках, боролись за призраки?", пытаются оправдаться перед Богом именно что своей правой "чистой" верой. Да, в Писании сказано справедливо, что делами мы не спасаемся и перед Богом не оправдываемся, а оправдываемся верой в Иисуса. Но в таком случае эта вера "действует любовью", а не ссылками на предыдущие авторитеты и постановления соборов, как на параграфы Уголовного Кодекса. Когда вера-действие подменяется верой-мировоззрением, она так или иначе отрывается от своего исходного живительного источника (и отцы прошлого, если увлекались чистой теорией и тем самым могли удаляться в чем-то от простоты Евангелия, могут ли в таком случае служить безупречным примером во всём?). Поскольку Иисус меньше всего имел в виду веру как мировоззрение! Он говорил простым людям "ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ", которые ничего не смыслили ни в философии Аристотеля, ни в двух природах и волях Богочеловека, ни в богословии иконы, ни в нетварном Фаворском свете. Об этом можно спорить в рамках определенной богословской области знания, где могут быть как верные суждения, так и не очень, и здесь святоотеческое богословие никак не помешает. Но это касается вообще любой науки, любой области знаний! Но к взаимоотношению с Богом и личному спасению это всё имеет весьма отдаленное отношение. Иначе первыми в Царство Божие шли бы прежде всего богословы-книжники.
Tags: богослужение, жизнь церковная, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments