pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Библейская" и "философская" аскетики

Очень уместное и актуальное замечание:

""Разное видение Бога, библейское и философское, порождает два совершенно разных типа аскетики. Аскетика первого типа, «библейская», больше ориентирована на служение Богу через исполнение заповедей и помощь ближним, на общение с Ним в общей трапезе Евхаристии и частой молитве; ей близки слова ап. Павла: «Он недалеко от каждого из нас» (Деян.17.27). Аскетика «философская» ориентирована на прорыв в область транцендентного, на выход из тела — на ἔκστασις, о котором пишут некоторые св. отцы, а для этого необходимы удаление от общения с людьми, суровое воздержание всех чувств и чрева, особый упор на порядок в мыслях (что неизбежно порождает специальные психосоматические приемчики, общие для мистиков большинства религий, вроде замедленного дыхания и соединения с ним непрестанной молитвы, сидение на низкой скамеечке и т.д.). Такое самосовершенствование тоже, конечно, штука замечательная, но на Суде Господь с нас будет спрашивать не за отсутствие у нас непрестанной молитвы и бесстрастия, а за нашу черствость к людям.""


Еще, от другого комментатора:

Следствия спиритуализма
Тезисы:
1. Драматизм Воплощения теряется: зачем все это нужно было, когда главное - духовно, и Он мог бы и не рождаться, а явиться душе-духу-умы каждого человека;
2. Антиисторизм, в частности, дико аллегорическое толкование Писания, когда практически неважно, как оно было на самом деле, а важен "духовный смысл";
3. Бледнеют Таинства, становясь просто " символом духовного";
4. Церковь как ненужный громоздкий и мертвый соц.институт; гораздо важнее тогда некая абстрактная общность продвинутых душ, духовный союз гностиков. Потеря общины. Скорее кружок, тайный орден избранных и продвинутых
5. Барьеры неконтактности между людьми. Главная заповедь: не прикасайся.
6. Женщины, дети (ну и умственно отсталые) отсюда явно выпадают по недостатку "духовности".
7. Индивидуализм, "спасение души". "Царствие небесное есть бесстрастие души с истинным ведением Сущаго".
8. Обессмысливаются: встречи, контакты между людьми, сексуальность, любовь, дружба, эмоции. Все это "сопли". Идеал бесстрастия. Неспонтанность, контроль.
9. Любое удовольствие если не греховно, то бессмысленно.

Взято здесь: http://tapirr.livejournal.com/5240996.html

Н.А. Бердяев писал о том же самом:

"В Евангелии говорит Бог, в аскетических книгах говорит человек. В Евангелии есть элементы, которые формально могут быть названы аскетическими, но в нем нельзя найти аскетической метафизики, родственной, например, неоплатонизму...
В Библии, в юдаизме не было аскезы, в том смысле, в каком он был в индусском религиозном типе, в орфизме, в неопифагорействе, неоплатонизме... Путь пророческого вдохновения совсем не был аскетическим путем... Пророчество не было школой и методом духовного возрастания по ступеням. Пророк побеждает мир иным путем. Мессианизм очень глубоко отличается от аскетизма... Евангелие есть благая весть о наступлении Царства Божьего, а не раскрытие аскетических методов для спасения души"

(Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности).
Tags: высокое богословие, жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments