pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Библейская" и "философская" аскетики

Очень уместное и актуальное замечание:

""Разное видение Бога, библейское и философское, порождает два совершенно разных типа аскетики. Аскетика первого типа, «библейская», больше ориентирована на служение Богу через исполнение заповедей и помощь ближним, на общение с Ним в общей трапезе Евхаристии и частой молитве; ей близки слова ап. Павла: «Он недалеко от каждого из нас» (Деян.17.27). Аскетика «философская» ориентирована на прорыв в область транцендентного, на выход из тела — на ἔκστασις, о котором пишут некоторые св. отцы, а для этого необходимы удаление от общения с людьми, суровое воздержание всех чувств и чрева, особый упор на порядок в мыслях (что неизбежно порождает специальные психосоматические приемчики, общие для мистиков большинства религий, вроде замедленного дыхания и соединения с ним непрестанной молитвы, сидение на низкой скамеечке и т.д.). Такое самосовершенствование тоже, конечно, штука замечательная, но на Суде Господь с нас будет спрашивать не за отсутствие у нас непрестанной молитвы и бесстрастия, а за нашу черствость к людям.""


Еще, от другого комментатора:

Следствия спиритуализма
Тезисы:
1. Драматизм Воплощения теряется: зачем все это нужно было, когда главное - духовно, и Он мог бы и не рождаться, а явиться душе-духу-умы каждого человека;
2. Антиисторизм, в частности, дико аллегорическое толкование Писания, когда практически неважно, как оно было на самом деле, а важен "духовный смысл";
3. Бледнеют Таинства, становясь просто " символом духовного";
4. Церковь как ненужный громоздкий и мертвый соц.институт; гораздо важнее тогда некая абстрактная общность продвинутых душ, духовный союз гностиков. Потеря общины. Скорее кружок, тайный орден избранных и продвинутых
5. Барьеры неконтактности между людьми. Главная заповедь: не прикасайся.
6. Женщины, дети (ну и умственно отсталые) отсюда явно выпадают по недостатку "духовности".
7. Индивидуализм, "спасение души". "Царствие небесное есть бесстрастие души с истинным ведением Сущаго".
8. Обессмысливаются: встречи, контакты между людьми, сексуальность, любовь, дружба, эмоции. Все это "сопли". Идеал бесстрастия. Неспонтанность, контроль.
9. Любое удовольствие если не греховно, то бессмысленно.

Взято здесь: http://tapirr.livejournal.com/5240996.html

Н.А. Бердяев писал о том же самом:

"В Евангелии говорит Бог, в аскетических книгах говорит человек. В Евангелии есть элементы, которые формально могут быть названы аскетическими, но в нем нельзя найти аскетической метафизики, родственной, например, неоплатонизму...
В Библии, в юдаизме не было аскезы, в том смысле, в каком он был в индусском религиозном типе, в орфизме, в неопифагорействе, неоплатонизме... Путь пророческого вдохновения совсем не был аскетическим путем... Пророчество не было школой и методом духовного возрастания по ступеням. Пророк побеждает мир иным путем. Мессианизм очень глубоко отличается от аскетизма... Евангелие есть благая весть о наступлении Царства Божьего, а не раскрытие аскетических методов для спасения души"

(Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности).
Tags: высокое богословие, жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments