pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О Встрече (развивая митрополита Антония)

развивая митрополита Антония

В день праздника Сретения в самую пору затронуть эту тему.
Встречи человеческой души с Богом могут быть самые разные, неожиданные и неповторимые, и сколько людей, столько, пожалуй, и видов этих встреч. Думается, что они по большей части неожиданные. То есть, человек представляет их по-своему, а в действительности выходит как-то всё же по-другому, а иногда и совсем иначе. Но разве не так же происходит и с людьми? Одно дело, когда мы слышим о каком-то человеке отзывы, читаем о нем, мысленно составляем себе его портрет, и совсем другое, когда сталкиваемся с ним лицом к лицу!
Симеону, называемому Богоприимцем, было обещано, что он не уйдет из этой жизни, пока не увидит Христа. Вряд ли он всерьез думал, что увидит ожидаемого многими Мессию именно младенцем, и это будет для него более, чем достаточным! Но случилось так, как случилось. Самым неожиданным образом. Это пример показывает, что такие встречи могут быть совсем не вербальными - тут нет каких-то видений, откровений, повелевающих голосов, как иной раз многие люди ожидают. Просто настал конкретный момент, и человек в Духе пришел в храм, увидел и опознал! А ведь сколько пришлось ему ждать этого самого момента!

Иной раз встречаешь разных людей в церковной среде, которые по-своему печалятся, что у них встречи с Богом не произошло. И пытаются понять почему: проходят годы, десятилетия, но ничего не меняется, но наоборот, тот подъем, который был испытан в начале церковного пути, затем пошел на спад, и вообще труднее стало даваться и молитва, и многое другое.
Попробую выразить здесь некоторые мысли об этом, но сразу попрошу кого-то из читающих, вдруг невольно берущихся применить их на свой счет (как часто некоторые иной раз воспринимают слова любого священника), этого не делать. Общие закономерности и есть общие, но частные духовные пути и будут частными и особенными. Если это касается внешнего вида каждого из нас, здоровья и многого другого, тем более это будет касаться жизни духовной!

Итак, со Христом встречались многие в Израиле - либо с младенцем, как пастухи, волхвы и тот же Симеон, либо с отроком, слушающим проповедь в синагоге, либо со скромным плотником Назарета, либо уже с проповедающим близкое наступление Царства. И с самого начала в отношении Христа происходила поляризация: после рождения Его уже искал убить Ирод. Слова Иисуса "не мир пришел Я принести, но разделение" - трагическое пророчество. Он-то как раз и хотел принести мир, свет, любовь. Но люди возлюбили другие, более близкие им ценности, более, как им кажется, конкретные, видимые, а что такое любовь, свет, мир, кто там еще знает, и как все по-разному их могут понимать... Значит, у последних встречи в подлинном смысле не происходило и не могло состояться - ну, видели и видели, и прошли мимо, либо после сиюминутного любопытства, либо просто ожесточившись. Это один из возможных сценариев. Видишь иной раз некоторых людей, даже служителей церкви, читающих регулярно Евангелие, и невольно удивляешься - ну как они не прочувствовали такие вроде очевидные вещи, там написанные, и почему они в их жизни не отражаются!?

Еще другой угол зрения. По молодости, начитавшись разной литературы, житий святых или даже рассуждения близких нам авторов, включая и того же митрополита Антония, мы можем невольно проецировать ситуации, там описанные, на самих себя, делая обобщения: вот примерно так, наверно, должно быть у всех, кто по-настоящему встретил Бога! Вообще-то... ничего не должно быть. Это их судьба, их личная ситуация. В том-то и дело, что, делая такие проекции и воображая, "как надо" или "как правильно", мы тем самым уже настраиваем себя на воображаемые встречи и отсекаем себя самих от встреч реальных! То есть, вполне реальные встречи для нас тем самым могут оказаться незаметными, "провороненными". Безусловно, свидетельства других людей веры всегда интересны и поучительны. Но у нас самих может быть всё иначе и, конечно же, будет таким практически со стопроцентной вероятностью, потому что просто мы сами другие, у нас жизнь другая. Поэтому тут важно и учиться ждать, и быть готовым ко всяким сюрпризам в любой момент жизни. Разве апостол Павел мог бы себе вообразить, будучи в фарисействе и гонителем первых христиан, как он встретит Христа?..

Кроме того, Христос совсем не случайно основал Церковь как Его Тело. Любой человек несет отпечаток Бога, Его "образ и подобие". В церковном собрании общение с Христом, пусть и прикровенное, всегда происходит, если это именно собрание людей, устремленных в одном духе, а не просто бесформенная группа постоянно притекающих людей, на несколько минут зашедших в храм и друг друга не знающих. По мысли аввы Дорофея, кто видел брата своего, видел Бога своего. И если не происходит встречи в любви и доверии с нашими видимыми ближними, почему тогда ожидать такой встречи с Богом?...

""Давайте делать просто тишину.
Мы слишком любим собственные речи.
И из-за них не слышно никому
твоих друзей на самой близкой встрече.
Давайте делать просто тишину!
""

А если многим кажется, что в пустом храме им легче общаться с Богом, то не будет ли скорее это плодом их собственной фантазии? Ведь с не меньшим успехом тогда с Богом можно общаться и на лоне природы. В древности (первые три века как минимум) у христиан никаких храмов не было, а вера у многих была такой, какой дай Бог каждому...

В общем, те, кто боится, что встречи с Богом у них не было, скорее всего, напрасно так думают. Если есть потребность дальше идти по предложенному Христом пути, пусть не всегда успешно это получается, с большими остановками и падениями, нежели собственно продвижением, значит, "по касательной" встреча все равно произошла. Если иной раз в душе что-то зажигается от прочитанного Слова - тоже, несомненно. А вот если не идет так называемая "умная молитва", это еще ничего не значит. Христос не принес никаких методик и аскетических практик - это всё более вторичное и не универсальное, хотя для кого-то это может быть единственно-важным путем.
Конечно, не всем дано быть апостолами Павлами, старцами Силуанами и другими разными "гигантами духа". Ну и что теперь, жалеть об этом?...

Только вот на днях как раз прочитал у св. Терезы Малой:

"Господь удостоил меня познать эту тайну. Он обратил мой взгляд на природу, и я поняла, что все цветы, сотворенные Им, прекрасны: что великолепие розы и белизна лилии не лишают благоухания маленькую фиалку и не отнимают восхитительной простоты у маргаритки. Я поняла, что, если б все простые цветы захотели стать розами, природа утратила бы свой весенний наряд, и поля не пестрели бы больше цветочками... Я поняла, что любовь Господа раскрывается как в самой простой душе, ни в чем не противящейся Его благодати, так и в самой возвышенной. Действительно, любви свойственно снисходить и, если бы все души были подобны учителям, просветившим Церковь, могло бы показаться, что Господь почти не снисходит, достигая их сердец. Но Он сотворил и дитя, которое, ничего не смысля, беспомощно кричит, и дикаря, которым руководит естественный закон. Однако Он благоволит спускаться и в их сердца, ибо они - те полевые цветы, чья простота Ему нравится... Так, нисходя, Господь показывает Свое бесконечное величие. Подобно солнцу, освещающему одновременно и кедры и каждый маленький цветок, словно он единственный на всей земле, наш Господь особенным образом заботится о каждой душе, будто нет ей равных. Подобно природе, в которой времена года следуют один за другим так, чтобы в назначенный день дать расцвести самой скромной маргаритке, - всё способствует благу каждой души."
Tags: богослужение, жизнь церковная, люди, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments