pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Некоторые банальности (о Церкви как величине переменной)

Когда мы собираемся, начиная с двух или трех, в христианском храме, всегда ли это происходит непременно во имя Христа (Мф. 18, 20)? Если быть откровенным и честным, то можно признаться, что так всё просто. Волевые намерения, допустим, за это. А общее настроение, когда внутри сумятица, рассеянность, суета житейская? Или когда вроде приходим ко Христу, но думаем прежде всего о самих себе и наших проблемах, какие бы они ни были, и настроение наше не христоцентрично, а эгоцентрично? Устами произносим имя, а сердца далеко отстоят от Него?..

Еще одна проблема - как служит предстоятель в церковном собрании. Если вдохновенно и прочувствованно, это одна ситуация. Если механически, поспешно и по-наемнически, то весьма отличающаяся. Форма службы исполнена в любом случае, но что по сути? Общепринятый взгляд на то, что таинство совершается независимо от состояния служащего и его личных грехов, уместен в том смысле, что таинства не отделимы от Церкви как целого собрания верующих, они не могут быть "привязаны" только к одному служителю. Но если само церковное собрание состоит из людей, которым важнее всего лишь записочки подать, свечки поставить и молебен заказать? Если многие собравшиеся вообще не приступают к Евхаристии, да и их не очень-то и допускали к нему, причем веками?


С другой стороны, есть древние свидетельства (в патериках) о том, что некоторым дано было видеть, когда Дух Святой сходил на предложенные Дары, а когда и не сходил. К примеру, когда один из сослуживших был в недолжном духовном состоянии... Или же многие из тех, кто приходили к святому причащению, причащались обыкновенным хлебом, и не более того, а по сути оставались непричащенными. В самом деле, люди Церкви по некоему общему консенсусу стали допускать, что возможно или вероятнее всего в общих случаях, а что нет. С точки зрения видимости человеческой. Но разве с точки зрения Бога не может быть всё иначе?

От многих людей приходится слышать отзывы, что в таком-то храме находиться хорошо и легко, а в другом как-то не очень. Тут много может быть произвольного в оценках и слишком субъективного. Но в самом деле атмосфера церковного собрания во многом может зависеть от общего настроя каждого пришедшего туда, и от главного служителя в этом собрании, разумеется. Если Церковь признается за бого-человеческий организм, то человеческий фактор здесь, можно сказать, решающий, поскольку божественная сторона невидима, но видима человеческая. "К Богу" можно обращаться на всяком месте, где угодно, но в церковное собрание мы приходим не просто "к Богу", а чтобы составить в очередной раз Тело Христа, где каждый из нас его член, и чтобы продолжать Его дела. Если это воспринимается абстрактно, то и церковь у нас получается вполне себе "теоретическая" и с реальностью почти не пересекающаяся. А живой и действенной Церковь может быть только в настоящей поддержке друг друга, живой молитве друг за друга, что начинается с конкретного места, где мы собираемся вместе. И если в этом конкретном месте, где мы собираемся, люди настроены лишь эгоцентрично и им нет дела до других, кто сюда пришел, то можно поставить под вопрос, Церковь ли это по сути.

Да, конечно, тут обычно выдвигается спасительная "палочка-выручалочка" в виде аналогии Церкви и больницы, лечебницы. Все мы по-своему больны, и ведь не здоровые нуждаются во враче! Значит, искать какую-то воображаемую и идеальную Церковь заведомо бесполезно. Разумеется, это так. Но и больные бывают разные, и врачи, и качество медицинского обслуживания, если развивать ту же аналогию. Естественно, сам институт больничных учреждений под вопрос не ставится, но над качеством обслуживания и общим состоянием медперсонала приходится иной раз думать, как его повысить. И это в неменьшей степени касается и института церковного. Кроме всего прочего, само членство в Церкви уже предполагает раскрытие даров Духа, полученных при крещении и миропомазании. И если эти дары не умножаются (вспомним притчу о талантах), то опять же "по плодам их узнаете их", как замечал Иисус.
И в конце концов божественная истина неотделима от милости и любви Бога. В ком нет милости и любви, в том нет истины, будь то на индивидуальном уровне или на церковно-общественном.
Tags: жизнь церковная
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments