pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Некоторые банальности (о Церкви как величине переменной)

Когда мы собираемся, начиная с двух или трех, в христианском храме, всегда ли это происходит непременно во имя Христа (Мф. 18, 20)? Если быть откровенным и честным, то можно признаться, что так всё просто. Волевые намерения, допустим, за это. А общее настроение, когда внутри сумятица, рассеянность, суета житейская? Или когда вроде приходим ко Христу, но думаем прежде всего о самих себе и наших проблемах, какие бы они ни были, и настроение наше не христоцентрично, а эгоцентрично? Устами произносим имя, а сердца далеко отстоят от Него?..

Еще одна проблема - как служит предстоятель в церковном собрании. Если вдохновенно и прочувствованно, это одна ситуация. Если механически, поспешно и по-наемнически, то весьма отличающаяся. Форма службы исполнена в любом случае, но что по сути? Общепринятый взгляд на то, что таинство совершается независимо от состояния служащего и его личных грехов, уместен в том смысле, что таинства не отделимы от Церкви как целого собрания верующих, они не могут быть "привязаны" только к одному служителю. Но если само церковное собрание состоит из людей, которым важнее всего лишь записочки подать, свечки поставить и молебен заказать? Если многие собравшиеся вообще не приступают к Евхаристии, да и их не очень-то и допускали к нему, причем веками?


С другой стороны, есть древние свидетельства (в патериках) о том, что некоторым дано было видеть, когда Дух Святой сходил на предложенные Дары, а когда и не сходил. К примеру, когда один из сослуживших был в недолжном духовном состоянии... Или же многие из тех, кто приходили к святому причащению, причащались обыкновенным хлебом, и не более того, а по сути оставались непричащенными. В самом деле, люди Церкви по некоему общему консенсусу стали допускать, что возможно или вероятнее всего в общих случаях, а что нет. С точки зрения видимости человеческой. Но разве с точки зрения Бога не может быть всё иначе?

От многих людей приходится слышать отзывы, что в таком-то храме находиться хорошо и легко, а в другом как-то не очень. Тут много может быть произвольного в оценках и слишком субъективного. Но в самом деле атмосфера церковного собрания во многом может зависеть от общего настроя каждого пришедшего туда, и от главного служителя в этом собрании, разумеется. Если Церковь признается за бого-человеческий организм, то человеческий фактор здесь, можно сказать, решающий, поскольку божественная сторона невидима, но видима человеческая. "К Богу" можно обращаться на всяком месте, где угодно, но в церковное собрание мы приходим не просто "к Богу", а чтобы составить в очередной раз Тело Христа, где каждый из нас его член, и чтобы продолжать Его дела. Если это воспринимается абстрактно, то и церковь у нас получается вполне себе "теоретическая" и с реальностью почти не пересекающаяся. А живой и действенной Церковь может быть только в настоящей поддержке друг друга, живой молитве друг за друга, что начинается с конкретного места, где мы собираемся вместе. И если в этом конкретном месте, где мы собираемся, люди настроены лишь эгоцентрично и им нет дела до других, кто сюда пришел, то можно поставить под вопрос, Церковь ли это по сути.

Да, конечно, тут обычно выдвигается спасительная "палочка-выручалочка" в виде аналогии Церкви и больницы, лечебницы. Все мы по-своему больны, и ведь не здоровые нуждаются во враче! Значит, искать какую-то воображаемую и идеальную Церковь заведомо бесполезно. Разумеется, это так. Но и больные бывают разные, и врачи, и качество медицинского обслуживания, если развивать ту же аналогию. Естественно, сам институт больничных учреждений под вопрос не ставится, но над качеством обслуживания и общим состоянием медперсонала приходится иной раз думать, как его повысить. И это в неменьшей степени касается и института церковного. Кроме всего прочего, само членство в Церкви уже предполагает раскрытие даров Духа, полученных при крещении и миропомазании. И если эти дары не умножаются (вспомним притчу о талантах), то опять же "по плодам их узнаете их", как замечал Иисус.
И в конце концов божественная истина неотделима от милости и любви Бога. В ком нет милости и любви, в том нет истины, будь то на индивидуальном уровне или на церковно-общественном.
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments