pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Днесь вод освящается естество..."

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.
(Из чина великого водоосвящения. "В сей день освящается вод естество, и разделяется Иордан, и удерживает течение струй своих, видя Владыку омываемым").

Тому же автору, скорее всего, принадлежит и похожее песнопение Великого Пятка:
Днесь церковная завеса на обличение беззаконных раздирается, и солнце лучи своя скрывает, Владыку зря распинаема.

Внутренняя связь между Крещением и распятием очевидна: выход Иисуса на служение неумолимо приближал час Его Голгофы.
Для работников многих храмов эти крещенские дни если не маленькая "психологическая Голгофа", то, как минимум, дни, когда приходится немного попотеть. Хорошо и спокойно в тех церквях, где есть небольшие и дружные общины и куда нет круглосуточного потока разных людей.
nevecher писала еще пять лет назад в своей красочной приходской зарисовке:

""...Служба заканчивается, и начинается самое тяжелое - раздача воды.
- Долейте мне доверху, - требует женщина, протягивая пятилитировую бутыль, наполненную литра на четыре с половиной. Я стою у большой купели, её бортик доходит мне до груди, руки с воронкой и ковшиком - вверх и на весу. Я смотрю на свои руки, потом на бутыль в недоумении.
- Крещенскую воду можно доливать самим, дома, обычной водой, - отвечаю я. - Нет нужды набирать в большие бутыли. - Глаза женщины наполняются ненавистью.
- Нет, долей! Долей! - требует она. С другой стороны уже подходит представительного вида мужчина, протягивает ещё одну пятилитровку. Я набираю, после половины бутылки руки начинают дрожать от тяжести, приходится поставить её на бортик, вода из воронки начинает литься на пол, на меня и на мужчину. Отдаю мужчине его емкость. Женщина все ещё рядом, и теперь они требуют долива уже в два голоса...
Дальше я наливаю только в "полторашки", тех, кто с канистрами, принимает Петя - у него в руках насос, качающий воду из купели.
Наконец, где-то через полчаса, поток жаждущих иссякает, у тех, кто остается дежурить днем, есть время перекусить и даже прикорнуть, если найдется место. Через три часа, когда начнет ходить транспорт, пойдет уже настоящая волна жаждущих, и будет идти весь день. Но я в этом году не останусь - не позволяет состояние здоровья, муж отвезет меня домой, а сам вернется в храм, он специально взял на работе отгул, чтобы помогать на раздаче воды.
Мне тоскливо и жалко этих людей, которые несут в огромных сумках по нескольку пятилитровых бутылей для святой воды. Мне жаль этих бабушек, которые по морозу тащат домой десятикилограммовые сумки с водой, забывая про стенокардию и артроз, а потом глотают горстями таблетки "от давления". Но ещё жальче моих друзей, которые, отстояв вечернюю службу, потом ночную, остаются ещё на сутки, а то и двое, чтобы удовлетворять это крещенское безумие. Я стараюсь не думать о том, что происходит на Иордани... но и в храме не веселей. Сейчас уже три часа дня, я сижу дома, но мне даже не надо звонить мужу, чтобы спросить. как дела - я отлично знаю, что там сейчас происходит.
Из дверей храма струится живая, мерзнущая, топочущая, молчаливая лента. Двое добровольцев предлагают замерзшим людям горячий сладкий чай с печеньем, обещали ещё гречку, но гречка наверняка уже кончилась. Кто-то берет пластиковые стаканчики с радостью, кто-то - отказывается с недоверием: нас крепко приучили, что бесплатный сыр только в мышеловке. Тем не менее, желающих согреться чаем достаточно, но поскольку они стоят в очереди и боятся её потерять, добровольцы разносят чай каждому в руки. Они сами уже замерзли и сильно хотят спать (не забываем, они, в отличие от пришедших, были на ночной службе, кое-кто пел на клиросе, кое-кто просто помогал), но что-то не дает им "забить" и уйти, и они бодрятся и улыбаются пришедшим, особенно, когда видят в глазах хоть проблеск благодарности, впрочем, довольно редкий - чаще либо недоверие, либо равнодушие: "дают, значит обязаны".
Но вот лента вливается в храм, у входа стоит ещё один дежурный, раздает листовки о том, что такое Крещенская вода и как её правильно использовать. Входящие берут, опять же в большинстве случаев с подозрительностью, но все-таки засовывают в карман (а куда ещё девать, если в руках - сумки с бутылками?). Если процентов десять почитают на досуге - это будет успех, возможно, в следующем году осмысленных лиц в этой очереди хоть чуть-чуть прибавится. Очередь разделяется на два ручейка - один - в крестилку, там большая купель с двумя мощными насосами, и два больших бака, другой - к пяти бакам в храме. Основной источник - купель для крещения полным погружением, накануне старательные Машины руки её начисто вымыли, и перед службой туда залили воду из скважины (у храма есть собственная глубинная скважина). Первая порция воды прошла через фильтры, но этого бы хватило только на пару часов раздачи, поэтому в купель постоянно вливается новая вода, уже нефильтрованная, фильтры бы просто не справились с таким напором, но чистая и питьевая. В баки вода тоже периодически доливается. Однако объяснять тем, кто пришел с канистрами и цистернами, способность Крещенской воды не терять благодатных свойств при разбавлении, бесполезно. Я как-то попыталась показать на кран какой-то даме с двумя пятилитровками и неисчислимым количеством полторашек на хлещущую из крана в купель воду: видите, она доливается, не надрывайтесь, долейте дома... она сделала брезгливое выражение лица "и здесь надувают", но все емкости потребовала наполнить "с горкой".
Нет, не жалко воды. Удивительно упрямое желание быть "обслуженным" и твердая убежденность в своих правах. Пока я это пишу, там, в храме, происходит (в тысячный раз) примерно такой диалог:
- Простите, но у вас три десятилитровые канистры, мы не больше пяти литров наливаем, если вам надо больше, вы можете дома налить её в обычную воду, и она станет такой же святой.
- Я не только себе, ещё соседке и тетке двоюродной...
- Вам и полторашки хватит на всех, её можно разводить...
- Я понимаю, - (кивает головой), - но вы все же налейте все.
- За вами люди мерзнут на улице, там -27, неужели вам их не жалко?
- Я тоже стояла, вы не имеете права! Доливайте!
- Возьмите вот листовку почитайте, как правильно с нею обращаться, как сделать, чтобы она весь год не кончалась...
- Безобразие, я буду жаловаться вашему главному...

К другому насосу подкатывает металлическую цистерну из-под молока 35-летний богатырь с мокрыми волосами и сине-красными ушами (привет от иордани):
- Простите, а можно поинтересноваться, зачем вам СТОЛЬКО?
- Ну, суп варить, белье стирать... ребенка ещё купаем
- Вы знаете, это очень большая святыня, в ней нельзя стирать белье, её можно принимать только внутрь, понемножку, строго натощак... (вода хлещет в цистерну)
- Да-да, мы все знаем
- И набирать так много нет смысла, можно взять кружечку и весь год вливать в обычную воду, и она передаст ей свои чудодейственные свойства. Будет точно такая же святая вода.
- ... (Кивает широкой головой, вода доходит до половины)
- Вы все запомнили? Вот вам ещё листочек, здесь все написано, чтобы не забыли (кран выключается)
- Эй, а почему ТАК МАЛО?!

И добровольцы, которые не получают от этого крещенского подвига ничего, кроме морального удовлетворения, добровольцы, которые уже вторые сутки на ногах (а у кого-то сессия, кто-то отпросился с работы), которые едят посменно, у которых гудят натруженные ноги и которые к концу дня видят диковинные свечи с двумя язычками пламени, находят в себе силы быть доброжелательными, объяснять, уговаривать, рассказывать и просвещать почти без надежды быть услышанными. Ведь вы же не будете в магазине прислушиваться к продавщице, которая при покупке колбасы объясняет вам, как делать бутерброд? У вас свои рецепты... А у них - неизвестно откуда взявшиеся неиссякаемые Терпение и Любовь.""
Tags: богослужение, жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments