pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Мария Валторта. "Страсти Христовы".

Открыл для себя эту любопытную книгу. Кто читал? Поделитесь впечатлениями, какие у кого были, у тех, кто прочёл?
Я только начал. Первое впечатление: художественная проза, основанная не только на реальных фактах Священной истории, но и на некоторых личных откровениях, полученных автором. Можно, конечно, обсуждать, насколько они подлинны, что там от Святого Духа и что от переживаний самого автора, но книга может быть полезна как минимум тем, что оживляет евангельские тексты.
Любопытна и достойна внимания биография Марии.

Из предисловия к книге.

""Мария Валторта родилась в итальянском городе Касерта в 1897 году. Семья конного офицера вынуждена была часто менять место жительства. Мать Марии – деспотичная и суровая женщина – помешала ей выйти замуж, но видимо, такова была воля Христа, который хотел иметь ее исключительно для Себя. И Он допустил, что в 1920 году какой-то малолетний хулиган сильно ударил Валторту в крестец железной палкой, после чего она серьезно заболела, а с 1934 года оказалась полностью прикована к постели. И тут она открыла свое призвание: страдать, искупать, любить. И конечно – писать.
Христос назовет ее Своим «маленьким Иоанном», Своим «пером», доверив ей Свои диктовки (“dettati”) и перенося ее во времена Своей земной жизни; Валторта называла это видениями (“visioni”). Ее записи, сделанные в период с 1943 по 1951 год, (последние десять лет жизни она уже ничего не писала, целиком погрузившись во внутренний свет своей души) составляют 15 000 рукописных страниц, в которых главное место занимает Поэма Бого-Человека. На этих страницах мы можем четко отделить то, что Валторта «увидела» и что ей продиктовал Христос, от того, что она изредка добавляет от себя.
«Могу поклясться, - утверждала она, - что для написания всего этого я не пользовалась никакими человеческими источниками. Часто даже мне самой бывает не понятно то, что я написала». Она никогда не возвращалась к написанному, не вносила никаких поправок. Единственные книги, которые она читала, - были Библия и Катехизис Пия Х. Несмотря на это, оставленные ею тексты очень цельны по содержанию, они касаются трудных теологических проблем.
Никогда, до самой смерти в 1961 году, Валторта не считала себя автором этих записей.
Итак, кто же их автор?
Не в нашей компетенции делать об этом какие-то заключения. Но последние археологические открытия в Палестине, а также исследования Туринской Плащаницы могут служить подтверждением точности фактов, полученных нами через Валторту. Не известно, проводил ли кто-то более серьезные исследования ее записей, но, если в них не обнаружится каких-либо ошибок, то мы с удивлением и благодарностью готовы поклониться Тому, Кто через Марию Валторту обогатил Церковь таким удивительным даром.
В истории Церкви было много людей, часто известных и святых, которые имели свое видение евангельских событий. Некоторые из них утверждали, что видение происходит не от них, а получено в молитвенном экстазе. Характерной чертой подобных видений является точное соответствие Евангелию, (а иногда и апокрифам) к которому добавляются лишь некоторые подробности.
На фоне таких свидетельств записки Валторты исключительны, так как значительно расширяют евангельский контекст и сами становятся источником информации, до сих пор неизвестной. Читая, мы как бы странствуем вместе с Иисусом по местам с забытыми теперь названиями, и это описано настолько подробно, что можно сосчитать маршрут в километрах (примерно 2200-2400 в год в течение трех лет). Мы вслушиваемся в высказывания Иисуса, никогда до сих пор не записанные и такие прекрасные и потрясающие по содержанию. Мы становимся свидетелями многих чудес и событий, нигде не описанных, встречаем новых людей наряду с теми, кого знаем по Евангелию, глазами Марии во всех подробностях мы видим Рождественскую пещеру, Горницу, куда сошел Святой Дух, Голгофу…
Литературный домысел! - возмутятся одни, но доказать этого не смогут. Откровение свыше! – восхитятся другие, но этим обяжут себя принять все дословно. Никто не обязан принимать свидетельства Валторты, также как не обязан ставить его наравне с Евангелием. Важно другое: тетради Валторты могли бы оказаться вредны, если бы искажали образы Иисуса, Марии и апостолов. Но Господь в текстах Валторты, как бы предвидя наши сомнения, Сам «сетует», что на протяжении веков мы одинаково унизили величие Его Божественности и лишили Его безусловной Человечности (см. вступление к 1 Скорби) со всеми потребностями человеческого сердца, с переживаниями телом и душой – особенно душой – Его страданий.
Кроме того, мы не понимаем Его глубокой, нежной и сердечной связи с Матерью вплоть до самой смерти. Именно она, по словам Валторты, вызвала из Его страдающего сердца последний предсмертный крик, который был началом слова «Мама!». Мы также не понимаем чувств Марии, которая, несмотря на то, что всегда говорила Богу «да будет», оставалась женщиной и матерью со своим проявлением эмоций и переживаниями. Как Новая Ева, Она была вынуждена многократно сразиться с сатаной и его искушениями, от которых и Сам Ее Сын не был огражден. Потрясает, что Иисус, при всем Его совершенстве, у Валторты «познал вкус отчаяния» в Гефсиманском саду! Он испытал «брошенность Отцом»… Но одно дело «познать вкус», а другое – поддаться искушению, принять его как пищу. Разве мы сами не стоим порой на грани греха – без малейшей вины, но с огромной болью? И разве опыт, подобный нашему, не может пережить самый совершенный Человек? Нельзя забывать теологической формулы: Иисус стал Искупителем как Человек!
Что же касается предательства и вечной судьбы Иуды, которого некоторые склонны «обелять» - здесь трудно оспорить Валторту, ибо то, что у нее «говорит Иисус», звучит настолько твёрдо и, даже, казалось бы, авторитарно, будто действительно говорит «Кто-то с той стороны». Очень жаль, что это предательство вырвано из контекста других, по сути, постоянных предательств, о которых пишется в разных местах трудов Валторты. Воровство, блуд, «двойная жизнь» Иуды, безрезультатные увещевания со стороны Иисуса и Марии - рисуют эту трагическую личность не в том свете, в каком хотели бы ее видеть те, кто оправдывает Иуду.
Также в новом свете предстают и другие герои, например, Вифлеемские пастухи, которых мы, казалось бы, знаем уже как старых знакомых. То же, разумеется, касается и апостолов, и Марии, убежавшей из дома своего брата Лазаря и жившей в Магдале, как проститутка. Освобожденная потом от семи злых духов, она до самой крестной смерти сопровождала Христа и своей любовью и преданностью заслужила то, что первая увидела Господа восставшим из гроба. Пусть возмущаются «книжники», говоря: «из такой трясины до такой высоты – это невозможно! Там, скорее всего, речь идет о разных Мариях!» Точно так же, как исследователи Туринской Плащаницы доказывают, что терновый венец на самом деле имел форму шапки и был вбит на голову, потому что они подсчитали раны. Валторта отвечает: нет, просто были три терновых венца. Один оказался мал, другой велик и только третий – в пору….
Но все эти подробности, часто не существенные, могут разжигать бурные споры. Самое главное, что в Поэме нет ничего, что хотя бы в малой степени противоречило Евангелию. Нет также ни намека, который мог бы нанести вред читателю, ставя под сомнение Евангельскую мысль. Зато мы можем сами убедиться, насколько записи Валторты проясняют, делают объемными и видимыми библейские события, насколько полны того Огня, который Сам хочет зажечься в наших сердцах. О, если б Он и впрямь разгорелся, тогда всё, что нам кажется несовершенным, улетучится словно пар, а сама Поэма окажется ценнейшим инструментом в «обновлении лица Земли"".

Отрывки из книги:
https://www.proza.ru/2014/04/02/2332
но это перевод с польского.

Текст, который сейчас у меня - другой вариант перевода, с итальянского.
https://www.facebook.com/primus.versus05/photos/a.1513645552227989.1073741830.1510036849255526/1635687866690423/
Tags: книжная полка
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments